Епископ Василий (Родзянко) является одним из столпов Русского Православия в XX веке. Слово Божие, которое он нес своей пастве по всему миру, не могли «зашипеть» даже советские «глушилки», настроенные на волны радиостанции ВВС, где владыка в течение многих лет вел свои духовные беседы.
Покинув Россию в младенчестве, он пронес любовь к ней через всю жизнь и, едва пал «железный занавес», сразу стал приезжать в родную страну.
В одну из первых таких поездок, в 1988-м году, владыка неофициально отслужил одну из первых в СССР панихид по Николаю II и его семье. Случилось это как раз в 70-ю годовщину убийства в Екатеринбурге, о чем мне рассказала духовная дочь и многолетний помощник владыки Мэрилин Суизи, бывшая с ним в том паломничестве.
По ее мнению, то богослужение стало своего рода прологом к последовавшему через 12 лет прославлению семьи и верных слуг последнего Царя.
Епископ Василий (Родзянко)
Летом 1988 года владыка Василий вместе с группой прихожан нашего Свято-Николаевского собора в Вашингтоне и других верующих отправился в Москву. Это была одна из первых паломнических поездок в Советский Союз.
В самолете я сообразила, что на следующий день после нашего прибытия – 17 июля – будет день памяти Императорской семьи. Я подошла к владыке и сказала: «Владыка, мы должны что-то сделать по этому поводу».
Я подошла к владыке и сказала: «Владыка, мы должны что-то сделать по этому поводу»
Он посмотрел на меня и ответил: «Это невозможно, я не могу ничего сделать так, чтобы это было официально».
Мы поговорили еще немного, но поскольку владыка был уверен, что сделать ничего нельзя, обсуждать дальше было нечего.
Однако события стали развиваться неожиданным образом. Едва мы заселились в гостиницу «Космос», туда приехал совсем еще юный Гоша Шевкунов, который теперь стал митрополитом Тихоном. Они с другом знали о нашем приезде и решили встретиться с владыкой.
Молодые люди попросили его отслужить на следующий день панихиду по Императорской семье. «Мы не можем ничего сделать, но вы можете», – сказали они и предложили свой план.
В то время государство только что возвратило Патриархии замечательную маленькую церковь на территории полуразрушенного Симонова монастыря. Там находятся мощи Пересвета и Осляби – героев Куликовской битвы, которых преподобный Сергий Радонежский отправил в помощь Димитрию Донскому. Гоша предложил владыке приехать туда на следующий день и отслужить панихиду сначала по этим воинам, а затем по членам Царской семьи, которые в то время еще не были прославлены Русской Православной Церковью.
Конечно, нам необходимо было соблюдать все меры предосторожности. Не забывайте, еще существовал Советский Союз, и мы не могли публично упоминать Царя и его родных, да еще во время службы. Во всяком случае, нам нужно было позаботиться о том, чтобы люди из КГБ, которые в те времена могли быть везде, не вычислили нас.
Нужно было позаботиться о том, чтобы люди из КГБ не вычислили нас
К счастью, все прошло благополучно. Владыка Василий был приезжим епископом, и, возможно, поэтому власти не так пристально присматривали за ним. Кроме того, будущий владыка Тихон и его друг очень хорошо все организовали.
В нашей группе было несколько хористов из Свято-Николаевского собора, и мы пели, а владыка служил панихиду. Конечно, рядом находились и другие люди, но они не обращали на нас особого внимания.
Мне кажется, эта панихида была очень важна. Да, мы отслужили ее неофициально, но, в сущности, именно она положила начало постепенному признанию Царственных мучеников, которое завершилось их канонизацией в 2000-м году в храме Христа Спасителя.
После панихиды мы уже направлялись к автобусу, чтобы вернуться в гостиницу, когда Гоша остановил нас и передал владыке две замечательные белые ленты, на которых золотыми буквами были начертаны имена каждого члена Царской семьи. Он сказал: «Мы не можем хранить их здесь, но вы, владыка, можете взять их с собой в Вашингтон».
Владыка так и сделал. Он хранил их на видном месте в своей домашней часовне.
Сейчас эти ленты находятся у меня дома вместе с другими вещами владыки. Когда после кончины епископа Василия нам пришлось освобождать его квартиру, я забрала их, а митрополит Иона (Паффхаузен) сохранил переносной алтарь, маленькие царские врата и другие литургические предметы. Теперь он их взял в основанный им новый монастырь Святого Димитрия Солунского близ Вашингтона. Мы думаем устроить там небольшой уголок, посвященный владыке Василию, и частично воссоздать его часовню, с его рабочим столом, с его книгами. Эти ленты с именами членов Императорской семьи там тоже будут.
Православие.ру