Перед Таинством Святого Причащения с амвона со словом проповеди к верующим обратился клирик храма протоиерей Георгий Курасов:
— Сегодня мы празднуем память святого Серафима Саровского – этот один из многих преподобных стал настолько любим православным миром, что именно с его жизнеописанием, с его иконой ассоциируется во всем мире образ русского православия, хотя миру явлено много преподобных, в том числе и в Саровской пустыни. Это был не приспособленный для православия край XIX века, когда начал ярко проявляться подвиг Серафима Саровского, и представлял собой достаточно дикую местность. Это знаменитые керженские леса, которые заселялись различными раскольниками, старообрядцами всех толков, которые существовали тогда с вкраплением черемисского населения, которое помнило и активно практиковало свои языческие обряды, и соответственно зараженных всем этим русским населением. Казалось бы, крайне тяжелая обстановка резко отличается от тех центральных русских краев, где помнили традиции Киево-Печерской Лавры. Именно здесь воссиял великий русский подвижник, который явил свою святость не только окружающему пространству, но и всему миру.
Православная аскетика создана только для того, чтобы убрать свои страсти, свои собственные грехи, убрать то, что нам мешает соединиться со Христом. Имя преподобного Серафима известно только тем и стало символом народной святости только потому, что все свои дары, которые он стяжал, ту благодать Святаго Духа, которая из него изливалась, начал давать людям. Именно то произволение Святаго Духа, Который через него произливался на всех окружающих людей, этот символ христианской любви, который забыл свой собственный подвиг, забыл естественное милое его сердцу затворничество, забыл об уединенной молитве в лесу, которая преподобному Серафиму давала великие силы, великое наслаждение, забыл все это ради людей для того, чтобы их собственное тяжелое, израненное, зачастую греховное сердце направлять ко Христу. Таким образом он выполняет ту заповедь, которая говорит о том, что забудь о себе, делись собой с другими, Тот Христос, который в тебе, пусть будет и для других, тот Христос, который дал тебе благодать Святаго Духа, пусть воцарится в сердцах людей, которые к тебе обращаются. Поэтому преподобный Серафим Саровский стал так любим и христианским русским народом. Это тот символ святости, который особо нами любим, как и святитель Николай Чудотворец.
Он не оставил нам философских трудов, он не пресекал споры с еретиками этого времени, но любовью, которая буквально изливалась из него на всех остальных, он стал настолько любим, что память о нем осталась не только в сердцах окружающих людей, но всего православного мира. Преподобный Серафим изливающейся на всех своей любовью не только свои собственные прегрешения покрыл, но и тех людей, которые к нему приходили. Став символом русской святости, произливался этой милой изливающейся благодатью на всех, кто к нему обращался. И мы будем иметь стремление Христовой любовью, своими молитвами покрыть всех, кто ко мне приходит, кто окружает меня, кто окружает мое пространство, мою семью, мое селение, мою страну и весь мир.
Это не тот образ афонского подвижника, который закрылся в горах и молится о единении всего мира, а образ подвижника, отдающегося людям без остатка, забыв о своих собственных подвигах, забыв о собственных желаниях, всего себя изливает на людей. Сегодня память преподобного Серафима Саровского, к которому мы так часто прибегаем в своей собственной молитве. Уподобляясь его примеру, мы будем стяжать свою собственную христианскую любовь, которую мы каким-то образом пытаемся произливать на других людей, чтобы люди, взирающие на наше благое чистое христианское житие, наши изменяющиеся во благое души, стремились нам в этом подражать. Хорошо, если бы и у нас получилось бы так жить: покрывая Христовой любовью свои собственные прегрешения, покрывая бы поступки и проступки окружающих людей и, может быть, не совсем благие деяния собственной молитвою. Аминь.
В завершение богослужения было совершено славление преподобному Серафиму Саровскому перед украшенным образом святого.
После Литургии митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом, в котором обратил внимание на цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго.
— Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляю с Днем памяти святого Серафима Саровского, престольным праздником сего храма, причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Узнав о том, что Спаситель идет на вольные страдания, ученики Его просят: не ходи в Иерусалим и избеги этой жертвы мучения, распятия. Какие слова Он говорит: если не пойду к Отцу Моему Небесному, то не пошлю Духа Святаго, Который вас всему научит. И вот они пребывали после Воскресения Христова единодушно в храме и дождались на пятидесятый день, когда на них сошел Дух Святой, и только после этого, будучи просвещенными Духом Христовой Истины, разошлись по всему миру, проповедуя Евангелие правды по всему лицу земли, то есть возвещая благую весть о Христе Спасителе, Который ради нашего с вами спасения воспринял человеческое естество ради искупления грехов рода человеческого.
И преподобный Серафим Саровский Мотовилову говорит о смысле духовной жизни и о стяжании Духа Святаго, о том, как он приобретается, как он задерживается, говорит простые слова, но они в то же время очень важные. Дух Святой стяжевается только творением добрых дел ради Христа. Пока человек делал добрые дела ради чего-то или ради кого-то, ради себя, ради славы, ради исполнения закона, ради получения благодарности и каких-то пожертвований – Дух Святый не стяжевается, и только когда добрые дела делаются безвозмездно ради Бога, Дух Святой стяжевается. И смотрите, как это сопоставляется со словами, которые говорит Спаситель своим ученикам-апостолам о том, что вы получили от Бога благодать совершать Таинства и исправлять человека. В Писании сказано: «несть человека, иже поживет и не согрешит», псалмопевец Давид пишет о том, что «всяк человек ложь», и мы понимаем, что безгрешен только Бог. Один из подвижников сказал своим ученикам: Владыка предложил рукоположиться. Спрашивают: что ты ему ответил. А он говорит: я сказал, что я недостоин. Но ведь мы все недостойны, но кто-то из нас удостоен вот этого дара священства, удостоен тех или иных даров от Бога, которые дарует Он нам и терпит наши с вами грехи. Надлежит нам ценить дары, о которых говорил Спаситель и его ученики. Давайте стяжевать дар Духа Святаго в нашей с вами жизни, а он стяжевается, когда мы те или иные добрые дела делаем только ради Бога, не ради воздаяния какого-либо, а только ради Него. Почему? Потому что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию.
Зачем человек приходит в храм? Сами себе ответьте. Мы все учились в школе и знаем, что на вопрос «что?» отвечает неодушевленный предмет, а истина разве неодушевленный предмет? – такую ошибку допускает Понтий Пилат. Ошибка в том, что он спросил: что есть истина? – а не Кто есть истина? Мы понимаем, что истина это не кусок материи, не камень, не неодушевленное явление, не ограниченное во времени, что истина отвечает на вопрос не «что?», а «кто?». Так же и мы приходим в храм не «зачем-то?» (в том вопросе был некий подвох), а мы пришли в храм за Кем-то. Мы можем прийти в храм либо за Богом, либо за собой, что равнозначные понятия, поскольку человек создан по образу Божию и подобию. Образ Божий, Его подобие надо увидеть в себе и сохранить. И не только сохранить. Господь недаром дает своим ученикам и всем нам притчу о талантах. Кому дал десять талантов, кому пять, кому два, кому один… Представляете, тот человек, который получил талант от Бога и вернул ему в целости и сохранности, подвергся чему? – осуждению. Поэтому те качества души, которые даны при рождении от Бога, мы должны не просто сохранить, но и приумножить. Мы это сможем только с помощью Божией, понимая, Кому мы служим и ради Кого мы все это делаем, то есть мы делаем это ради Бога и ради себя.
За Божественной литургией это выражено в молитве, есть такие слова: «Твоя от Твоих Тебе приносяще». Давайте задумаемся, а что мы можем преподнести Богу – Творцу, если все, что нас окружает, и мы сами, Им уже сотворены. Мы можем явить Ему только свое отношение. Вот об отношении Он и говорит: «Кто Меня любит – заповеди Мои соблюдает», «По тому узнаете, что вы Мои ученики, если имеете любовь между собою».
А что есть любовь? Когда мы обращаемся к источнику чистой воды – Евангелию, то мы получаем ответ, в котором сказано: настолько возлюбил Бог род человеческий, что отдал на крестные страдания Сына Своего возлюбленного ради нашего с вами спасения. Сын Божий – Спаситель мира – воспринял человеческое естество, взошел на крест, воскрес, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца и привел тем самым род человеческий к радости Богообщения. Поэтому любовь – это не чувственное наслаждение, а способность жертвовать собой ради другого человека. Давайте этими вещами питать свою душу, чтобы идти путем не просто Богопознания, а следования за Христом. Знания о Боге нас еще не спасают. Помните хорошую духовную пословицу: бесы тоже веруют и трепещут. Спаситель говорит: по делам их узнаете их. Эти дела мы с вами давайте стяжевать, чтобы стать наследниками жизни вечной, как стал преподобный святой Серафим Саровский, чью память сегодня с вами совершаем.
Пресс-служба Вятской Епархии