Святые образы Московского метро

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос изображен на двух станциях Московского метрополитена? Что названия двух остановок столичной подземки происходят от православных праздников, а в названиях трех станций заключены имена святых? И наконец, что православные храмы и монастыри изображены на стенах десяти станций метро? Эта статья расскажет о том, как транспортное сердце российской столицы вместило в себя символы христианства.

Как образ Христа появился в метро

Мозаика станции метро «Комсомольская кольцевая»                                                                                                                           

Мозаика станции метро «Комсомольская кольцевая» 

В 1952 году художник Павел Корин, потомственный иконописец, изобразил на сводах станции Московского метро «Комсомольская кольцевая» Нерукотворный образ Христа Спасителя. На одном из мозаичных плафонов стяг с образом Христа держит святой князь Александр Невский, за спиной которого – новгородский собор Святой Софии. На другой мозаике знамя с ликом Господа развевается в руках у благоверного князя Димитрия Донского, вышедшего с ратью на поле Куликово. И третья мозаика изображает освобождение Москвы от польских захватчиков-еретиков ополчением Космы Минина и князя Димитрия Пожарского. Оба они стоят под знаменем с Нерукотворным образом Христовым, за их спинами – Покровский собор с четко прописанными православными крестами, на груди у героев также светятся золотые кресты. Знамена с крестным знамением развеваются и на плафонах, изображающих великих русских воителей Суворова и Кутузова.

Эти удивительные мозаики отразили перелом в официальном отношении советской власти к истории России, а затем и к Православной Церкви, который произошел в 1941 году. Когда началась война с врагом, главной целью которого было уничтожение русского народа, стало ясно, что лишь за Родину, за Отечество готов жертвовать жизнью русский солдат. И тогда на Красной площади прозвучали слова: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Станция метро «Комсомольская кольцевая»           

Станция метро «Комсомольская кольцевая»

Еще во время войны, в 1943 году, профили всех перечисленных полководцев были изображены на бронзовых щитах на станции метро «Новокузнецкая». Но на мозаиках Корина на «Комсомольской кольцевой» они предстают уже не просто как воины, а как защитники Святой Руси, сжимающие в руках образ Христов. А еще на шести боковых мозаиках сияет образ святого великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя христианского воинства.

Благодаря подвигу веры художника Павла Корина на самой большой колонной станции метро впервые появился лик Господа

Это был подвиг веры Павла Дмитриевича Корина – известного многим автора картины «Реквием» («Русь уходящая»). Благодаря этому подвигу на самой большой колонной станции столичной подземки впервые появился лик Господа, благословляющий «Русь ушедшую» вернуться и вновь стать оплотом истинной веры на земле.

Путь возвращения России к вере был путем покаянного осмысления всего, что произошло с нашим народом в XX веке. Поэтому неслучайно, что образ Христа вновь появился в Московском метро на станции, посвященной творчеству писателя, для которого покаяние было главной темой жизни и творчества, – Федора Михайловича Достоевского.

Станция метро «Достоевская»             

Станция метро «Достоевская»

Станция метро «Достоевская» была открыта в 2010 году. Работая над ее оформлением, русские художники Иван Николаев и Марина Дедова внимательно перечитали творения писателя.

Перед путником, входящим на станцию, открывается картина битвы Добра и зла, идущей в сердцах героев Достоевского. Первое изображение Христа на «Достоевской» – иллюстрация того места из романа «Преступление и наказание», где Соня Мармеладова читает Раскольникову, душа которого мучается за совершенное им убийство, Евангелие о воскрешении Господом четверодневного мертвеца Лазаря. Второй образ Христа мы видим на панно, посвященном «Легенде о Великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы». В этой притче Достоевского Христос является на мнимо «христианском» Западе, где Его тут же арестовывают, потому что слова Истины мешают лицемерным строителям «рая на земле». И Царь Небесный вновь предстает перед судом мира сего, который осуждает Христа на смерть.

Станция метро «Достоевская»              

Станция метро «Достоевская»

Художник Николаев, перенесший эти страницы из книг Достоевского на стены метро, говорил об их авторе: «Его называют пророком, и его христианская позиция – фундамент его произведений». И на станции «Достоевская» особенно верится: на этой позиции Россия останется навсегда.

От Преображения до Сретения

В 1965 году станция метро, под предлогом строительства которой в Москве был взорван храм Преображения Господня, получила, по недосмотру атеистических властей, название «Преображенская площадь». Как и многие станции столичной подземки, построенные в то время, она не отличается оригинальной архитектурой, но ее название до недавних пор было уникальным, ведь оно напоминало об одном из главных праздников Православной Церкви.

В 1990 году община верующих установила на площади рядом с метро поклонный крест, и начался долгий путь воссоздания народной святыни. Наконец, в 2015 году храм во имя Преображения Господня вновь появился на Преображенской площади столицы. Ныне он имеет статус храма Сухопутных войск России, так как изначально являлся полковой церковью Преображенского полка.

Станция метро «Сретенский бульвар»         

Станция метро «Сретенский бульвар»

Еще одно православное торжество, особенно дорогое для жителей российской столицы, отразилось в названии станции «Сретенский бульвар». История этого наименования такова.

Летом 1395 года Москва была в смятении: с юга пришла весть, что на Русь идет великий завоеватель Тимур, разбивший на Кавказе хана Тохтамыша, данниками которого были все русские князья.

На «Сретенском бульваре» Русь, Россия встречается с будущим, и все тут показывает: эта встреча произошла

Узнав об этом, великий князь Василий, сын благоверного князя Димитрия Донского, которому было неоткуда ждать подмоги, решил прибегнуть к помощи Божией. Было решено принести из Владимира в Москву чудотворный образ Божией Матери и молить Ее заступиться за народ христианский перед престолом Небесного Царя. Навстречу (в сретение) иконе Царицы Небесной с молитвой вышла тогда вся Москва. А вскоре стало известно, что Тимур совершенно неожиданно повернул армию на юг и уходит с Русской земли. Два года спустя на месте, где был совершен всенародный молебен перед чудотворным образом, был основан Сретенский монастырь, появилась улица Сретенка, позднее, в XIX веке, – Сретенский бульвар, а в 2007 году – одноименная станция метро.

Здесь сквозь фигуру Гоголя с его вопросом: «Русь, куда несешься ты?» – проступает древняя церковь, а над словами из песни Высоцкого – силуэт крытой золотом колокольни. На «Сретенском бульваре» Русь, Россия встречается с будущим, и все тут показывает: эта встреча произошла.

От Владыкино до Тропарево

Станция метро «Владыкино»              

Станция метро «Владыкино»

Издревле на Руси церковных иерархов называют «владыками». «Благослови, Владыко», – возглашает диакон, выходя на солею перед началом Божественной литургии. От этого церковного термина происходит наименование станции метро «Владыкино».

Около четырех столетий назад село, давшее название московскому району, а затем и одноименной станции метро, служило своими землями Святейшему Владыке Никону – Патриарху, с именем которого связаны не только славные, но и глубоко трагические события в истории Русской Церкви. Может быть, поэтому темнота стен станции «Владыкино» разорвана в нескольких местах вертикальными полосами мрамора с бронзовыми образами церквей. А рядом с образом Богородице-Рождественского храма изображен сам Святейший Владыка – Русский Патриарх.

Другой богослужебный термин, украсивший карту Московского метрополитена, отражен в названии «Тропарево». Имя этой станции метро, на которой «растут» и светятся красивейшие деревья из стекла и металла, происходит от церковного слова «тропарь». Тропари – священные песнопения, создаваемые Православной Церковью для того, чтобы раскрывать духовный смысл церковных праздников, посвященных Господу, Пресвятой Богородице и всем святым.

Станция метро «Тропарево»       

Станция метро «Тропарево»

История района Тропарево, где расположена станция метро, восходит ко временам святого митрополита Алексия Московского – воспитателя благоверного князя Димитрия Донского и фактического правителя Московской Руси во время его малолетства. Одним из сотрудников митрополита Алексия был боярин Иван Михайлович, так любивший церковную службу, что получил в народе прозвище «Тропарь». Иван Тропарь был выдающимся русским дипломатом. В 1357 году он сопровождал предстоятеля Русской Церкви во время его знаменитого путешествия в столицу Золотой Орды, где святитель Алексий именем Господа Иисуса Христа возвратил зрение ослепшей ханше Тайдуле. В благодарность за исцеление матери хан Джанибек освободил от уплаты дани все владения Русской Церкви, в том числе и боярина-дипломата Ивана Тропаря.

В 1372 году за участие в заключении мирного договора с княжеством Литовским Иван Михайлович был награжден селом, получившим имя владельца – Тропарево, где у основанного им храма во имя Архистратига Небесных Воинств Михаила церковный и государственный дипломат и прожил до своей кончины в 1393 году. А еще 620 лет спустя здесь была построена станция столичной подземки «Тропарево», название которой напоминает нам о любви наших талантливых предков к церковным песнопениям, прославляющим Христа.

Храмы на стенах

Образы православных церквей стали появляться в московской подземке еще в советские времена

Образы православных церквей стали появляться в московской подземке еще в советские времена. Первыми стали Покровский собор на Красной площади и новгородский собор Святой Софии, выложенные из мозаики Павлом Кориным на «Комсомольской кольцевой». Однако потом потянулись десятилетия замалчивания Церкви, и тему русской истории, неотрывной от Православия, в оформлении станций старались обходить стороной. Но постепенно все стало меняться, и в 1983 году это отразилось на панно станции «Нагатинская».

Их создатель, Леонид Павлов, с юности был влюблен в архитектуру древнерусских храмов, мечтал привнести элементы их оформления в Московское метро. И это блестяще удалось ему на станции «Добрынинская», в основу пропорций которой он положил пропорции церкви Покрова на Нерли. Молодой архитектор ездил к ней специально и даже ночевал на колокольне, превращенной в советское время в сеновал, чтобы наблюдать на заре, как розовеют, а потом белеют стены дивного храма.

Станция метро «Нагатинская»          

Станция метро «Нагатинская»

«Я открыл для себя удивительные законы пропорциональности русской архитектуры, – рассказывал Павлов. – В “Нагатинской” я старался эту тему передать в простых, мощных столбах – наподобие тех, что характерны для соборов Hовгорода. Задуманные мною колонны оказались трудными для исполнения. Все же я настоял на реализации своего замысла. С трудом удалось защитить и мозаику на путевых стенах, которые якобы, как меня убеждали, всегда скрыты транспортом от глаз пассажиров. Я же доказывал, что, когда люди ждут поезд, они смотрят ни на что иное, как на путевую стену. Художники Элеонора Жаренова и Владимир Васильцов прекрасно поняли меня, создав красивую, теплую по цвету флорентийскую мозаику».

Станция метро «Нагатинская»         

Станция метро «Нагатинская»

Если потратить десять минут и пройтись вдоль путевых стен этой станции, пропуская поезда, перед вами развернется история русского зодчества. Вот на сумеречном фоне развеваются огромные багровые языки пламени – воспоминание о том, как часто горели деревянные города и села Древней Руси. Вот каменщик работает мастерком, бьет в колокол звонарь, и уже высится Архангельский собор с крестами. А на другом панно – колокольня Ивана Великого, тоже с четко прорисованными крестом. Вот князь с дружиной у стен белокаменного Кремля, в центре которого – церковь, вот архитектор в кафтане с чертежом, а за его спиной – Покровский собор на Красной. А вот и герб Москвы – святой Георгий, поражающий змия, и Кремль, на башнях которого нет звезд, зато явно угадываются орлы.

Станция метро «Боровицкая»              

Станция метро «Боровицкая»

Прошло всего три года, и тема русского зодчества получила продолжение в оформлении «Боровицкой» – станции, лежащей почти у стен Кремля. То был первая из работ в метро замечательного художника-монументалиста Ивана Николаева. На торцевой стене «Боровицкой» он изобразил «Дерево дружбы народов», корни которого растут из Кремля. Все его соборы увенчаны восьмиконечными православными крестами. А краснокирпичные стены станции украшены изразцами, на одном из которых – Покровский собор на Красной площади (чаще называемый храмом Василия Блаженного). Это уже третье его появление в метро.

Весной 1991 года на открывшихся станциях метро «Владыкино» и «Отрадное» пассажиры увидели символы христианства

Весной 1991 года, перед самым крушением атеистической диктатуры, на открывшихся станциях метро «Владыкино» и «Отрадное» пассажиры увидели символы христианства, стремительно входящего в жизнь огромной страны.

На стенах станции «Владыкино» мы видим церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, часовни во имя Архангела Михаила в Кижах, Ризополженского надвратного храма над Золотыми воротами во Владимире, грузинского Свято-Никольского собора Никорцминда. Жажда религиозной свободы была так велика, что художник Анатолий Мосийчук изобразил тут и католический собор, и даже суфийское медресе и суннитскую мечеть.

Тогда же открылась и станция метро «Отрадное», над оформлением которой работал Иван Николаев. Все картины на этой станции посвящены трагическому событию в истории России, известному как восстание декабристов. Эта попытка революции с целью перестройки России на западный манер была решительно подавлена молодым императором Николаем Павловичем.

Станция метро «Отрадное»           

Станция метро «Отрадное»

Многие декабристы, сосланные на каторгу, потом пересмотрели свои взгляды и стали глубоко верующими людьми. Поэтому на станции «Отрадное» рядом с острогом – большой образ восьмиконечного православного креста и храм святого Архистратига Михаила в Нерчинске, где обвенчались декабрист Иван Анненков и последовавшая за ним Полина Гебль, перешедшая в Православие с именем Параскевы. Немногие знают, что государь Николай Павлович, узнав о ее желании соединить свою судьбу с осужденным, прислал ей на дорогу 3000 рублей, фактически обеспечив ей безбедное существование в суровом краю.

В следующий раз образы церквей появились в метро к 800-летию Москвы. В 1997 году, когда у станции «ВДНХ» появился южный вестибюль, он был украшен нарядным гжельским панно «Ярмарка в Замоскворечье». На нем народное гулянье происходит в обрамлении шести храмов, среди которых художники А.В. Царегородцев и М.В. Подгорная изобразили собор Христа Спасителя и Новодевичий монастырь.

Гжельское панно «Ярмарка в Замоскворечье» - Украшением южного вестибюля станции метро «ВДНХ» является керамическое гжельское панно «Ярмарка в Замоскворечье». Авторы — художники М.В. Подгорная, А.В. Царегородцев        

Гжельское панно «Ярмарка в Замоскворечье»

— Украшением южного вестибюля станции метро «ВДНХ» является керамическое гжельское панно «Ярмарка в Замоскворечье». Авторы — художники М.В. Подгорная, А.В. Царегородцев

В 2007 году у Зураба Церетели, автора оформления метро «Трубная», возник очень хороший замысел: отразить на двенадцати витражах из цветного стекла с подсветкой архитектуру городов Золотого кольца России: Москвы, Владимира, Великого Новгорода, Пскова, Ростова, Переславля-Залесского, Суздаля и Ярославля, а также русских сел: Палеха, Боголюбово, Коломенского. Благодаря этому метро обогатилось образами шедевров русского церковного зодчества, одно лишь нехорошо: крест присутствует здесь только у храма Вознесения Господня в Коломенском.

Станция метро «Марьина Роща»       

Станция метро «Марьина Роща»

Прекрасны живописные мозаики открывшейся в 2010 году станции метро «Марьина Роща». С большой любовью, нежными, «нестеровскими» красками художник Сергей Горяев изобразил среднерусскую природу, леса и луга, некогда покрывавшие эту местность. И почти на всех картинах мы видим – то вдали, то вблизи – образ православной святыни: это храмы во имя мученика Трифона, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, Троицы Живоначальной в Останкино.

В такой же технике был выполнен и самый близкий к нам по времени проект, воспевающий православные святыни в метро: это оформление станции «Беломорская», построенной на севере столицы в 2018 году. На больших мозаичных панно, выполненных коллективом художников под руководством Максима Козлова, горит и светит величественное полярное сияние, нежно отражаются в воде своими стенами и куполами Соловецкая обитель, вровень с облаками стоит величественный Валаам. И конечно же, Кижи – как без них?

Имена святых на карте метро

Вероятно, мало кто из проезжающих станцию «Алексеевская» знает о том, что она обязана своим названием преподобному Алексию, человеку Божию. В честь этого удивительного подвижника, оставившего родной дом и блага мира сего ради Царствия Небесного, в 1648 году была освящена местная церковь.

Преподобный Алексий был небесным покровителем русского царя Алексея Михайловича, который любил охотиться в обширных лесах, покрывавших в XVII веке эти места. В 1670 году на этом месте был построен путевой государев дворец, соединенный переходом с Алексеевской церковью, чтобы русский царь мог в любое время прийти и помолиться в храме своего небесного покровителя. С тех пор село стало называться Алексеевским.

В 1812 году наполеоновские войска устроили в Алексеевской церкви и в соседней с ней Тихвинской склад и конюшню. Когда же император Александр Павлович повелел выделить из казны средства на воссоздание святынь, обветшавший храм во имя преподобного Алексия был разобран, а из его камня выстроена колокольня Тихвинской церкви.

Века спустя на место былых лесов пришли городские кварталы, и название Алексеевского перешло к новому району Москвы и станции метро. «Алексеевская» планировалась с этим именем в 1954–57 году, после чего ее дважды переименовывали, но в 1990 вернулись к изначальному названию, происходящему от имени преподобного.

В начале XXI века на карте Московского метро открыто появились имена угодников Божиих

А в начале XXI века на карте Московского метро появились, наконец, открыто имена угодников Божиих, прославленных Богом и Церковью в лике святых. Первый из них – благоверный князь Димитрий Иванович Донской.

В 2002 году метро Москвы, возвеличившееся до одного из главных мегаполисов планеты, вышло за пределы МКАД. И как символично, что первая станция, построенная на этом новом рубеже, получила название «Бульвар Дмитрия Донского».

Скульптуры «Князь» и «Княгиня»                                                                                                               

Скульптуры «Князь» и «Княгиня» 

У входа в метро можно увидеть памятный камень с образом святого защитника и строителя Москвы, а рядом с ним – образ преподобного Сергия Радонежского, благословляющего князя Дмитрия на битву с Мамаем, который намеревался уничтожить русскую христианскую цивилизацию. Чуть подальше, на одноименном бульваре, пролегающем рядом со станцией, установлена скульптурная композиция, изображающая благоверного князя Димитрия и его супругу, святую княгиню Евдокию. После кончины Донского победителя она стала правительницей Московской Руси, втайне вела аскетическую молитвенную жизнь, а затем, когда возмужали сыновья, приняла постриг в основанном ею Вознесенском монастыре с именем Евфросинии.

И наконец, в 2003 году одна из современных надземных станций той же линии метро была названа в честь совершенно удивительного святого – небесного покровителя Российского флота, праведного адмирала Феодора Ушакова. Известно, что, несмотря на множество сражений, в которых он одерживал победу даже тогда, когда это казалось невозможным, ни один из его подчиненных не попал в плен, ни одно судно не было потоплено. Моряки называли праведного адмирала «батюшкой», потому что он подавал пример трогательной заботливости о рядовых. И ни одной победы Ушаков не приписал своему военному искусству – он видел в них только помощь Божию и всегда благодарил Господа.

С платформы станции «Бульвар адмирала Ушакова» видны купола храма святого праведного воина Феодора. И далеко раздается в округе не только гул проезжающих поездов, но и перезвон колоколов, напоминающих нам слова непобедимого вождя Русского флота: «Грозы сии обратятся к славе России!»

Анатолий Плево

Православие.ру