Свято-Серафимовский собор отметил престольный праздник

1 августа 2023 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, покровителя храма, в Свято-Серафимовском соборе совершилась торжественная Божественная литургия.В 1754 году, первого августа родился великий угодник Божий, преподобный Серафим Саровский. Совершив своё подвижническое житие, святой почил в 1833 году. А в 1903 году, в день рождения преподобного, были обретены его мощи и совершено его прославление в лике святых. Прославление этого угодника Божьего стало одним из великих и радостных событий своего времени: таких торжеств Россия ранее не знала. Люди плакали от радости, видя, как сам Государь Николай II и Великие князья несут на своих плечах мощи святого.

Раннюю Божественную литургию в Свято-Серафимовском соборе города Кирова возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк. Его Высокопреосвященству сослужили клирик Свято-Успенского кафедрального собора игумен Вениамин (Веселов), ключарь Свято-Серафимовского собора города Кирова протоиерей Сергий Сизихин, клирик Серафимовской церкви протоиерей Георгий Курасов, клирик Свято-Успенского кафедрального собора иерей Вадим Маринич. Исповедь принимал митрофорный протоиерей Симеон Петров. Под сводами старинного храма звучали церковные песнопения в исполнении хора Свято-Серафимовского собора под управлением регента Юлии Скопиной.

Митрополит Марк перед Таинством Святых Христовых Таин поздравил прихожан храма с престольным праздником и обратился к верующим со словом проповеди:

Господь говорит «По тому узнаю, что вы Мои ученики, что имеете любовь между собою» (Ин. 13:35) и «Тот, кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет». В этих словах говорится о том, что жизнь духовная — путь жизнедеятельный. Спаситель говорит своим ученикам, что если не пойду к Отцу Небесному —  не пошлю вам Духа Утешителя, который вас всему научит, и чтобы мы в своей жизни стяжали дух мирен. В Священном Писании часто употребляется это слово — «дух». Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорит о стяжании Духа Святаго, который нас не только просвещает, но и поставляет на тот путь, который приводит к радости богообщения, не только в жизни вечной, но и во временной жизни.

Это очень показательная беседа. Мотовилов рассказывает, что когда он пришел к преподобному, у него было много людей. И вот он отпустил к нему пришедших, удалился с Мотовиловым в лес. Он говорил о Боге, о пути стяжания Духа Святаго. Говорил о том, что Дух можно стяжать только тогда, когда человек не за награду, не за благодарность что-либо в своей жизни делает. Только тогда Дух Святый можно стяжать, когда мы делаем это ради Бога, а как можно ради Бога действовать? Он говорит «и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5). Значит, действование и жизнь ради Бога — это жизнь и действование ради человека, потому что всякий из нас создан по образу Божию и подобию.

Обратившись всем своим естеством к Богу в конце беседы, Серафим Саровский спрашивает: «Ваше боголюбие, а вы заметили, что на нас с вами даже снег не тает?». Жизнь духовная заключается не в том, чтобы где-нибудь в Гималаях вокруг себя топить снег, чтоб он таял на нас. Настолько они были устремлены к Богу, что даже не замечали неудобства, которые их окружали.

Но я хочу ещё и на другое внимание обратить. Когда я задался вопросом, а почему сказано в Священном Писании: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16) То есть тот, кто поставлен на служение, если он не проповедует слово Божие, ему это в горе вменяется. Зададимся вопросом, почему он рассказал это только Мотовилову, а не тем людям, которые были у него в келии. Оказывается, ответ достаточно прост: люди пришли к нему именно за чем-то, а не за кем-то. Они пришли за материальными благами, они пришли и задавали вопросы, чтобы обустроить свою временную жизнь, а Мотовилов пришёл, чтобы устроить свою душу, чтобы стать наследником жизни вечной с Богом. Они пришли к Серафиму Саровскому, чтобы спросить благословения коровку продать или домик купить, поэтому он и быстро их отпустил. Они пришли обустроить свою временную жизнь. А разве в этом жизнь духовная? Помните, как Спаситель говорит о том, что «В злохудожную душу Бог не внидет» (Прем. 1:4). Что бы ты в своей жизни не делал, если любви к ближнему и к Богу не имеешь, все твои усилия, все твои дела —  они тщетны, не помогут, не приведут они тебя к радости богообщения, только временную жизнь устроишь.

Давайте не забывать, как Он говорит: «нагим пришел, нагим уйдешь». Важно, ни кто мы в этой жизни, а важно то, какие мы. Что важно, положение во временной жизни или внутреннее устроение? Конечно, внутреннее устроение, и тот, кто приготовляет свою душу, очищает её от плена греховного, на нём исполняются слова, которые сам Спаситель сказал: «Приду и обитель в нем сотворю».

Давайте этим путём идти, задумываться, не просто рассуждать о жизни духовной, а именно так жить. Это нам поможет пройти достойно путь временной жизни и стать наследниками жизни вечной с Богом, назидаясь жизнью преподобного Серафима Саровского и прибегая к его опыту жизни. Жизнь духовная заключается в спасении своей души, а спасение в радости богообщения. С праздником!

В завершении богослужения Владыка в сослужении духовенства совершил славление преподобному Серафиму Саровскому.

По окончании поздней Божественной литургии вокруг Свято-Серафимовского собора совершился праздничный крестный ход.

Пресс-служба Вятской Епархии

Фото