В борьбе, не зная, куда направлять удары, можно из сил выбиться,
барахтаясь без толку, – и никакого не получить успеха.
Святитель Феофан Затворник
Одна четвертая Рождественского поста уже позади. Еще немного, и на всенощной святителя Николая,18 декабря, прозвучит стихира, имеющая самое непосредственное отношение к Рождеству.
«Вертеп, украсься, ибо Агница приходит, носящая во чреве Христа. Волхвы, золото, и ливан, и смирну Царю принесите…».
Вертеп, который надо успеть украсить, – это, конечно, душа. Вот ее-то и надо успеть привести в порядок.
«Нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться» (Митрополит Антоний Сурожский).
Из поста в пост мы ставим перед собой задачу: не забывать, куда идем, помнить и держать в уме и сердце цель – освободить пространство для Христа. И все равно дремлем, унываем, ленимся, засыпаем. И зачастую приходим в себя только накануне Сочельника: вертеп не украшен, руки и сердце пусты. А ведь сколько строили планов, с каким воодушевлением вступали в пост…
Хочется хотя бы этим постом поступить иначе, обхитрить, наконец, вечные свои дебелость ума и расслабление сердца. И вот тут нам на помощь может прийти простой, но мудрый совет:
«Определите себе духовную программу и придерживайтесь ее»[1].
Так мы всей семьей и поступили прошлым постом. Программа у нас вышла из шести пунктов. Что мы в нее включили?
- Разумеется, утренняя и вечерняя молитва постом должна быть неотменной. Учимся молиться внимательно, собранно, сердечно.
- Регулярное чтение Священного Писания и его продолжения (святых отцов) делаем следующей задачей.
- Исполнение евангельских заповедей – путь, которым мы идем, чтобы возлюбить Бога. Исполнение заповедей вводит в душу Божественную благодать.
- Внимательность, доброта, чуткость – вот над чем будем работать постом. «Господи, сделай так, чтобы моим близким было легко со мной». Такую молитву оставил нам святой праведный Алексий (Мечев).
- «Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища на пути в Царствие Небесное. Но можно ли в дальний и трудный путь идти без пищи?»[2] Помещая этот пункт в нашу табличку, мы не имеем в виду ежедневное Причащение. Подразумевается другое: постоянный самоконтроль, бодрствование, помогающие нам и хранить благодать, полученную от последнего Причастия, и готовиться к следующему. Протоиерей Валентин Амфитеатров советовал: «Нужно каждый день быть готовым к Причащению».
- Ежевечернее исповедание. Без ежедневного сосчитывания со своей совестью духовное преуспеяние невозможно. К тому же такая практика помогает готовиться к таинству Исповеди.
Смотришь на такой листок и понимаешь, где и в чем надо подтянуться на следующий день, в чем принести покаяние за день минувший
Составили программу, обсудили, откорректировали, распечатали каждому по экземпляру, забрали. И дальше каждый уже самолично «сосчитывался со своей совестью».
Главное, что проводить такой, по выражению иерея Тарасия Борозенца, «аудит самого себя»стало намного легче[3]. Смотришь на такой листок и понимаешь, где и в чем надо подтянуться на следующий день, в чем принести покаяние за день минувший.
«В борьбе, не зная, куда направлять удары, можно из сил выбиться, барахтаясь без толку, – и никакого не получить успеха», – предупреждает святитель Феофан Затворник.
А программа как раз и призвана внести в нашу духовную жизнь некую упорядоченность. Получится ли? Три четверти пути впереди. «Господи, сделай мое сердце Вифлеемской пещерой!»
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Сб. |
Вс. |
|
Утренняя молитва |
|||||||
Чтение Писания и св. отцов |
|||||||
Исполнение евангельских заповедей – ежедневно выбираем одну и делаем ее акцентом дня. |
|||||||
Внимание к ближним, чуткость |
|||||||
Терпение, миролюбие, вежливость (позитивный психологический климат) |
|||||||
Участие в таинствах Исповеди и Св. Причащения |
|||||||
Исповедание ежедневное |
|||||||
Вечерняя молитва |
[1] Такая практика существовала в Серафимо-Знаменском скиту матушки Фамари (Марджановой).Обитель матушки Фамари / Православие.Ru
Каждая сестра ежедневно должна проверять себя, уделяя этому некоторое время перед отходом ко сну, примерно вопрошая себя так:
Не ленилась ли,не грешила ли нерадением, болтливостью, раздражением, укорением и зазрением сестер в лености, неумении, неуспешности в делах?
Благодушно ли, с любовью и терпением обходилась с сокелейными?
Молилась ли с умилением, со вниманием ли читала Святое Евангелие, Апостол, Псалтирь, со страхом ли Божиим проходила сотницы, как бы предстоя Самому Господу, или же все это делала рассеянно, с сухостью сердца, поспешно, только формально выполняя положенное?
Не обижалась ли?
Не обижала ли кого сама?
За все ли благодарила Бога?
Не предавалась ли унынию и излишней скорби? Была ли духовно бодра и радостна? Нет ли чего еще у тебя на душе?
[2] Святитель Иннокентий Иркутский.