Православие в античном облике

Есть в героическом Севастополе известный Петропавловский храм. Храм этот перенёс вместе с самим городом и его жителями, не одну стоическую оборону. Собор Святых Апостолов Петра и Павла расположен на Центральном городском холме со стороны Южной бухты. Первая Петропавловская церковь — деревянная, небольшая — была построена здесь в 1792 г., однако ее разрушил ураган 1837 г.

Петропавловский храм Севастополя

Петропавловский храм Севастополя

На ее месте в 1848 г. (по более современным сведениям в 1844 г.) по инициативе главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала М. П. Лазарева и по проекту архитектора инженера-поручика В. А. Рулева (1811–1881), впоследствии профессора архитектуры, возвели новый храм святых апостолов Петра и Павла — по наблюдению некоторых исследователей, в стиле известных древнегреческих афинских храмов Парфенона и Тезея.

Хотя в эпоху расцвета русского классицизма классические формы широко применялись при сооружении банков, бирж, административных зданий, больниц, театров, триумфальных и мемориальных сооружений, этот храм стал редким образцом воплощения преемственности православных традиций от греческого мира. Уверяют, что подобного рода памятника культуры у нас больше не было, и более того, сегодня эта православная святыня — единственный образец античной церковной архитектуры на территории всего постсоветского пространства.

Это своеобразная архитектурная духовная рифма находящемуся совсем рядом, в городской черте Севастополя, античному Херсонесу, в котором в свое время принял крещение Великий киевский князь Владимир.

Храм Петра и Павла расположен в центре Севастополя. Краеведы подчеркивают, что Петропавловская церковь была в Севастополе первой, и именно отсюда берет начало и сам город.

В те времена храм располагался на открытой площадке и выглядел весьма эффектно. Впоследствии жизнь внесла коррективы: окружающая территория была застроена жилыми домами. Сегодня перед храмом установлен памятник равноапостольным святителям Кириллу и Мефодию, «учителям словенским».

Колонны с восточной стороны Петропавловского храма. Фото: pro-travel.net

Колонны с восточной стороны Петропавловского храма. Фото: pro-travel.net

Поглядишь на этот православный храм — и удивишься: где же столь желанные взору главки, купола? Взгляд сразу натыкается на величественную дорическую колоннаду из 44 колонн из сарматского известняка, на каждой из которых по 19 вертикальных бороздок. Эстеты считают, что гладкая колонна воспринималась бы иначе, и здание не имело бы свойственного ему «воинского» облика. Главный и задний фасады завершены треугольными фронтонами, верхние углы которых венчали некогда кресты, до наших дней дошли лишь их основания. Это были копии статуй известного скульптора Торвальдсена, созданные в Италии, в Карраре. Так как все скульптурные работы для Севастополя выполнял тогда Фердинандо Пелличио, мастер, чьи работы украшают, в частности, знаменитую Графскую пристань, то, вероятно, и эти копии сделаны им. Храм имел два придела — первый во имя святых апостолов Петра и Павла, а второй — в честь Покрова Божьей Матери.

В дни Первой обороны, в Крымскую кампанию в церкви шли службы, но в августе 1855 г. вражескими ядрами были разбиты колокола, разрушена колокольня; в потолке образовался большой пролом. В сентябре здание сгорело, однако колоннада уцелела.

Храм Святых Петра и Павла после Крымской войны

Храм Святых Петра и Павла после Крымской войны

Храм высоко ценился современниками. Например, участник обороны Севастополя А. А. Вязмитинов, описывая город в апреле 1855 г., замечает:

«Среди уцелевших зданий… выделялась православная Петропавловская церковь».

Осада разрушительно сказалась на храме: иссечены осколками стены и колонны, рухнула крыша, безжизненным стоял он долгие годы. У городских властей не было средств на восстановление. Путешественник, посетивший Севастополь в 1855 г., писал, что

церковь «…отдана на волю стихии. Почти три десятка лет она разрушается непогодами, портится… колонны разваливаются… мраморные статуи совсем исчезли (их во время вражеской оккупации вывез неприятель)».

После окончания Крымской войны к 1888 г. здание было восстановлено по старым чертежам — по распоряжению Императора Александра III, на средства купцов А. А. Максимова и С. Л. Кундышева-Володина.

Петропавловский храм Севастополя. Дореволюционное фото

Петропавловский храм Севастополя. Дореволюционное фото

Размеры постройки — 18 на 37 метров, включая колоннаду. Как и подобает античному храму, стоит он на несколько приподнятой над землей площадке — крепидоме, колонны высотой около 7 метров несут на себе антаблемент — гладкую полосу архитрава (камень, перекрывающий пролет между колоннами), метопы, триглифы, над ними карниз. Главный и задний фасады завершены треугольными фронтонами, верхние угла которых венчали некогда кресты, от них сохранились основания. Общая высота храма — около 12 метров.

По традициям того времени Петропавловская церковь была тогда крупным учебным центром — при ней находились церковно-приходская школа, несколько училищ и гимназий. Взрослая и детская воскресные школы при Петропавловской церкви работают и сейчас, в новейшее время. Планируется создание духовно-просветительского центра, где будет работать катехизационная городская школа, школа иконописи, певческая, мастерские.

Михаил Зичи. Заупокойная служба по умершему Александру III в комнате Ливадийского дворца 21 октября 1894 г.

Михаил Зичи. Заупокойная служба по умершему Александру III в комнате Ливадийского дворца 21 октября 1894 г.

В 1894 г. в Петропавловском храме отслужил литургию и панихиду по почившему Императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский. 20 октября, в последние часы жизни царя, отец Иоанн помазал его тело елеем из лампады, после чего, по просьбе умирающего, возложил свои руки на его голову. Всем, кто дорожит русской историей, памятны слова Государя, сказанные отцу Иоанну на смертном одре:

«Когда вы держите мою голову, мне становится легче».

Сам св. Иоанн, по свидетельству современников, был поражен величием и твердостью христианского духа Императора на смертном одре. Позднее он говорил:

«Многих отмолил, а Государя вымолить не смог».

Богослужения в храме прекратились 5 февраля 1931 г. по решению КрымЦИКа. Здесь обосновался городской государственный архив.

Война частично разрушила здание, но в 1946 г. здание было восстановлено, и по 1957 гг. здесь шли спектакли театра им. Луначарского.

Петропавловский храм. Из киносъёмки 1944 г.

Петропавловский храм. Из киносъёмки 1944 г.

Потом здесь был размещен Городской дом культуры, для чего помещение было разделено на два этажа, достроены внутренние лестницы.

Лишь в 2006 г., в результате настойчивых многолетних прошений православной общины Севастопольского благочиния, собор был передан церковной общине, по праздничным и выходным дням возобновлены церковные службы.

Журналист А. Горпинченко отмечает, что, несмотря на то, что реставрация, — как правило, мероприятие более затратное, чем строительство нового храма, община приняла решение поддержать имеющуюся постройку.

Причем реставрационные работы в Петропавловской церкви проводит сама община — здесь это большая семья: вместе молятся, вместе радеют за благолепие Божьего храма. Восстановление идет пока на частные пожертвования, и собранных средств едва хватает на необходимые материалы. Время от времени помогает средствами киевский Свято-Введенский монастырь, тот самый, где пребывает чудесным образом отпечатавшийся на стекле киота Образ Богородицы «Призри на смирение».

Подъем к Петропавловскому храму с восточной стороны. Фото: pro-travel.net

Подъем к Петропавловскому храму с восточной стороны. Фото: pro-travel.net

Настоятель храма, отец Георгий Дарий, комментировал журналистам ситуацию так:

«Когда нам храм передали, в 2006 г., то, честно говоря, у меня опустились руки — средств нет, помещение выглядело, конечно, печально… Благодаря средствам, собранным настоятелем Введенского монастыря в Киеве, отцом Дамианом, удалось проделать первые работы. Сейчас благотворителей особенно нет, а вот храмы друг другу, кто может, помогают — и мы очень им благодарны».

У отца Георгия трудная миссия: восстановительные работы ведутся по капельке, не вдруг. Но Христос ведь и не говорил, что будет легко. Однако батюшка напоминает всем нам:

«Мне кажется несправедливым, что Петр и Павел не почитаются в народе широко — ведь они много потрудились как первоверховные апостолы. Народ у нас не очень просвещен в духовном смысле — Петра и Павла почему-то забывают».

А ведь не следует забывать предание, что у апостола Петра находятся ключи от Царствия Небесного. И на многих церковных службах читается великое послание от святого апостола Павла о любви.

Не оставляют своим духовным попечением Петропавловский храм молитвенники и сегодня. Большим событием для общины храма бывает приезд схиархимандрита Оптиной пустыни Илия (Ноздрина).

Сегодня на севастопольском Петропавловском храме вы прочтете табличку «Памятник архитектуры». Однако храм этот остается и памятником истории мужественного Севастополя, города-героя, доблестного воина и труженика, дважды выдержавшего тяжелую осаду вражескими войсками.

Матвей Славко

Православие.ру