Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

После того, как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Господне, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. У древних иудеев был обычай закапывать орудия казни около места ее совершения, но после разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

В 324 году единственным полновластным правителем римского государства стал император Константин Великий, позднее прославленный Церковью как равноапостольный. Он хотел отыскать Крест, на котором был распят Спаситель, и в 326 году направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью Еленой. Таким образом, можно сказать, что царица Елена стала основоположницей библейской археологии.

По сообщениям Церковных историков IV века, прибыв в Иерусалим, царица Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако, главной её целью было отыскать Крест Господень, что являлось совсем непростой задачей, так как с момента Распятия Христа прошло уже немало времени. Вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят. Встал вопрос: какой из крестов — Господень?

Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов (по другой версии – усопшего приложили поочередно к каждому из крестов). Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Это и стало свидетельством обнаружения истинного Креста Господня.

Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и Патриарх Иерусалимский Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня. А император Константин, воодушевлённый находками матери, велел построить в Иерусалиме храм Воскресения Христова (известный также как Храм Гроба Господня). 13 сентября 335 года храм освятили (Царица Елена до этого события не дожила), а на 14 сентября (27 сентября по Церковному календарю) было решено установить празднование Воздвижения Креста Господня. На освящение храма съехалось множество епископов со всех концов Римской империи. Благодаря им традиция праздновать Крестовоздвижение распространилась по всему христианскому миру. В настоящее время храм представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающую непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Крестовоздвижение — это одновременно и радостный, и скорбный день для Церкви, Великий праздник и день строгого поста. Крестовоздвижение – это окончательное утверждение христианства. Ведь сама власть в лице римских императоров поклонилась Кресту, который освятился Господом и как меч разрубил греховные узы человечества. Для христиан, верящих в воскресшего Иисуса Христа, крест из орудия казни превратился в символ победы над смертью. По традиции, на Всенощном Бдении накануне праздника во всех Православных храмах из Алтаря под пение молитв совершается вынесение Креста с распятием. После коленопреклонного вознесения молитв Кресту духовенство и все молящиеся поклоняются святыне.