Проповедь перед причастием Святых Христовых Таин произнес митрополит Вятский и Слободской Марк:
— Каждое слово, которое есть в Старом и Новом Завете, служит нам для назидания и духовного восхождения. Обращаясь к проповеди Христа, мы задаемся вопросом, в чем заключается духовная жизнь? Она заключается в смотрении за кем-либо или чтении чего-либо? В этом духовная жизнь? Спаситель говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). И «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей…» (Ин. 15:10).
Что сказано о любви? «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). Любовь всепрощает, не злобится, творит всякое добро.
Жизнь духовная связана с действием. Один из самых первых учеников Христа, впервые увидев Его, спросил: «Где живешь?» «Приди и виждь!», – ответил ему Христос. То есть сделай действие, которое позволит получить свой личный непосредственный опыт.
Поэтому жизнь духовная не находится в расслабленном состоянии. Вера от слышания, но опыт мы приобретаем через действия. Он сказал, исследуйте Писание, «познайте, яко благ Господь».
Давайте этот опыт духовной жизни приобретать. Жизнь духовная достаточно строгая и в то же время благодатная. Благодаря испытаниям мы вскрываем в себе те недостатки, которые в нас помрачают образ Божий. В испытаниях мы закаляемся и начинаем работать над своими недостатками с целью исправления себя. Давайте идти путем серьезной, строгой, но благодатной жизнью во Христе. С праздником!
По окончании Богослужения митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к собравшимся с архипастырским словом:
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что «истинные служители истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиною». Человек создан по образу Божию и подобию. И вот это поклонение Богу в Духе и Истине есть поклонение Ему в чистоте. Один написал: «Моя жизнь со Христом», а Иоанн Кронштадтский написал: «Моя жизнь во Христе».
А как это слиться с Богом? Христос сказал, что в нем две природы: божественная и человеческая. И мы так же должны научиться жить с Богом, сохраняя свою индивидуальность, но сохранив в себе образ и подобие Божие. Как говорит апостол: «И живу больше не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
Понятна глубина слов Иоанна Златоуста, который спрашивал, зачем хвалиться добрыми делами? Если мы хвалимся чем-то, значит, мы превозмогли себя, свою природу. Не творение добра противоестественно для человека, а творение зла. Добро человек творит по своему естеству.
Чтобы прийти к Богу, нужно этот образ сохранять в себе, очищать от того, что помрачает в нас образ Божий. Давайте этим путем идти!
По материалам сайта Вятской и Слободской Епархии.