«Процесс воспитания — динамичен»

Протоиерей Роман Николаев о христианской семье и воспитании детей

Иногда планируешь сделать интервью с многодетной семьей, а один из супругов отказывается. Мало ли, какие причины у людей бывают. И тогда рубрика «Формула семьи» не получается; но беседа с одним из супругов тоже может оказаться интересной. Так и вышло с протоиереем Романом Николаевым, настоятелем двух храмов: Рождества Богородицы в д. Рождествено и святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в д. Пчёлки.

– Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о вашей семье.

– Мы с матушкой в браке 19 лет, матушка по первому образованию иконописец, но в течение семейной жизни выучилась ещё на логопеда и на клинического психолога. Детей у нас шестеро, четыре дочки и два сына. Старшей, Марии, 17 лет, она учится в 11 классе православной гимназии Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде. Готовится к поступлению в институт, выбрала для себя экономический факультет. Вторая дочь, Екатерина, заканчивает 9 класс гимназии имени Ольбинского, тоже сейчас готовится к поступлению, хочет пойти в китайский колледж – она учит языки. Третья дочка, Татьяна, учится в пятом классе светской гимназии; четвертая, Елена, – во втором классе православной гимназии. Сыну Даниилу почти пять лет, а Михаилу восемь месяцев. Все старшие дети прошли через музыкальную школу по классу фортепиано, Мария уже закончила, сейчас ездит только на вокал. Я-то их туда отправлял, чтобы они мне на клиросе помогали. Все школьные годы они пели у меня в храме, и до сих пор поют, хотя Катя поменяла музыкальную школу на художественную.

– Почему у вас одни дети учатся в православной школе, а другие – в светской?

В начале брака я думал, что смогу отгородить своих детей от внешнего мира. А потом понял, что так не получится. Да и нужно ли это?

– В начале брака у меня была иллюзия, что я смогу отгородить своих детей от внешнего мира. Дам им православное воспитание, будут смотреть только те мультфильмы, которые я сам выберу… А потом я понял, что так не получится. Дети всё равно видят реалии мира, и хорошо ли пытаться максимально оградить их от него? Мы стали наблюдать, сравнивать и пришли к выводу, что начальные классы действительно лучше провести в православной школе, а старших детей имеет смысл отдавать в обычные школы с углубленным изучением предметов. Пусть они видят другие взгляды на жизнь, учатся отстаивать свое мировоззрение. Мне кажется, православные родители часто находятся в плену фобии, что их православный ребёнок может заразиться влиянием мира и станет неконтролируемым. И у нас такая была, а потом мы увидели, что встреча с миром не так страшна для детей, как кажется. Они даже становятся крепче в своих взглядах. Хотя бывало и такое, что у детей появлялись светские увлечения, и мы вместе их переживали.

– Какого рода увлечения?

– Музыка. Но здесь помогло то, что мы ходили в музыкальную школу. Когда у ребёнка уже выработался вкус, он становится более разборчивым, может отличить стоящее от нестоящего. Переболеет какой-нибудь попсой, и пройдет.

Что ещё? Одежда. В православной гимназии – один дресс-код, в светской школе – другой, там уже девочки могут носить брюки. Я не думаю, что это плохо. Ну, походит девочка в брюках, но если она останется в храме, сохранит веру, то не страшно совсем.

С первого класса все дети ездили со мной в храм каждое воскресенье. Но в какой-то момент я увидел, что они идут только для того, чтобы не расстроить папу. И я дал старшим девочкам свободу посещать храм тогда, когда они сами этого захотят. Всё-таки пребывание в церкви однажды должно стать для ребенка не тем, что навязали родители, а его личным выбором. А для личного выбора нужна свобода.

– И что они выбрали?

– К моей радости, они ходят в храм. Может быть, не так часто, как раньше, когда я сам их возил каждые выходные, но через воскресенье ходят. У них сейчас большая нагрузка, к экзаменам готовятся. Школа – это же только половина учебы. Вторая половина – репетиторы и подготовка к экзаменам. Иногда до часу ночи сидит, учит что-то – пусть она лучше выспится, в следующий раз поедет с нами. Это наш духовный опыт.

– Когда православные родители стремятся оградить своих детей от внешнего мира, ими движет, вероятно, страх, что дети слишком рано утратят чистоту.

– Я вижу, что по сути своей девочки остались чистыми детьми. Я могу это утверждать, потому что дочери мне исповедуются, у нас сохранились доверительные отношения – надеюсь, и дальше будут сохраняться. Внешний мир не сильно на них влияет, они уже выработали для себя определенные границы. Скажу больше: у второй дочери, которая учится в светской школе, все друзья – из православной среды. Прежние связи не порвались, они чувствуют родство душ. И если вечером после школы она выходит гулять, то гуляет с православными друзьями.

– Вопрос доверительных отношений с детьми актуален для любого родителя. Как вам удалось их сохранить?

– Я сделал массу ошибок – может, в этом и секрет. Если я вижу, что в чём-то ошибся – был слишком требовательным или слишком чёрствым, – я стараюсь это проанализировать и скорректировать свое поведение. Процесс воспитания вообще происходит в динамике. Нет золотых правил, которые ты уяснил, живёшь по ним, и у тебя не возникает никаких сложностей. У меня был еще такой непростой момент: я рос единственным ребёнком в семье только с мамой, а потом у меня появилась своя семья, и со временем я стал многодетным отцом. Чтобы приспособиться к этой новой для меня системе, мне пришлось очень многое в себе пересмотреть, переоценить. И до сих пор этот процесс продолжается. Может, я уже не делаю таких смешных и глупых ошибок, которые случались, когда родился первый ребёнок, но я делаю новые ошибки. Дети растут, и всё время возникают новые обстоятельства. У меня никогда не было ребёнка, которому 18 лет; вот сейчас старшей дочке исполнится – как себя с ней вести? как строить отношения? Это новый опыт. Как в христианстве: в определенном духовном возрасте мы постигаем заповеди на разной глубине. Одно дело – не ответить злом на зло, другое дело – помолиться за врага. Так же и в воспитании детей.

– А вы можете подойти к ребёнку и сказать: «Я был неправ, прости меня»?

Когда дети видят, что ты стараешься изменить себя, искренне переживаешь о своих ошибках, это укрепляет отношения

– Конечно. Иногда мне помогает супруга. Она говорит: «От папы такое обиднее слышать, чем от мамы. Ты обидел её». Когда я осознаю это, подхожу и обнимаю, говорю какие-то слова. «Давай помиримся, папа был неправ». Дети видят намерение… Это как с Господом: благоразумный разбойник покаялся на кресте, его намерение изменилось – и Господь его принял. Мне кажется, когда дети видят, что ты стараешься себя изменить, им этого бывает достаточно. Они ценят намерение, которое говорит о том, что папа хоть и делает ошибки, но всё же не чурбан бездушный. И это укрепляет отношения – когда дети видят, что ты искренне переживаешь и стараешься исправить ситуацию. Тому, кто относится к тебе искренне, с любовью и заботой, можно многое простить.

– Как вы решаете конфликты между родителями?

– Бывает, возникает проблема между супругами, и человек понимает, что решить ее сложно. Что делать? Садиться, разговаривать, изливать друг другу душу, работать над собой… Если видишь, что вторая половина не может что-то в себе изменить, приходится уступать. Когда есть проблема, но нет диалога, она не решится никогда. Я считаю, что лучше поговорить на повышенных тонах, пусть поругаться, но не замалчивать проблему. И даже если ты сам не в силах изменить своё естество – можно помолиться Господу, чтобы Он помог тебе это сделать.

Еще один важный аспект – нельзя забывать друг друга. Супруги часто совершают эту ошибку. Быт, дети, их болезни, учеба превращаются в бесконечную карусель. Механизм налажен, каждый выполняет в семье свою функцию, но за ежедневной рутиной мы перестаем видеть свою вторую половину. Поэтому нужно находить время побыть вдвоем – убежать в кафе, посидеть там в тишине за чашкой чая.

– К сожалению, в некоторых семьях мужья помыкают жёнами, приводя в качестве аргумента фразу из Писания «да убоится жена мужа».

– Дело в том, что неофиты…

– Но речь не только о них; это встречается и в семьях, давно воцерковленных.

– Неофиты – это не те, кто вчера покрестился. Неофиты – это те, кто в духовном отношении остался детьми. Человек может всю жизнь ходить в храм и при этом оставаться неофитом. Этот отрывок из Послания апостола Павла, который читается во время Таинства Венчания, я разбираю на огласительных беседах перед совершением Таинства и объясняю так: жена боится оскорбить своего мужа, потерять его любовь; дерзким словом или поведением огорчить его – вот чего она боится. Супруга – хранительница очага, она создаёт атмосферу в семье. Вот как она настроит, так и будет.

Жёнами помыкают неправославные мужья. К сожалению, не каждый человек, называющий себя православным, таковым и является. В Евангелии есть люди под названием «фарисеи». Они прекрасно знали Священное Писание, были близки к храму, но при этом оказались неспособны принять проповедь Христа. Служит человек в алтаре или стоит в притворе храма – это не признак того, что он стал ближе к Богу. Можно обвешать себя крестами, но остаться ханжой с чёрствым сердцем, не имеющим сострадания ни к кому. Задача духовной жизни – уподобиться Богу, приобрести христианскую любовь ко всем. Не всеми это может быть понято и принято за правило, потому что это трудно. Внешние вещи делаются легко, а попробуй поработать над собой!

– Что вы могли бы сказать родителям, которые считают, что рожать нужно только тогда, когда время благоприятствует?

Если в тебе есть любовь и ты хочешь её кому-то дарить, то ты и в тяжелое время родишь дитя и будешь за него Бога благодарить

– Ну, тяжелые времена – понятие относительное. Если бы наши бабушки и дедушки посмотрели на нас из 40-х годов ХХ века, и мы бы им сказали, что у нас тяжелые времена, – я не знаю, что они нам ответили бы. Это вообще не вопрос комфорта или дискомфорта – вопрос рождения ребёнка. Если в тебе есть любовь и ты хочешь её кому-то дарить, то ты и в тяжелое время родишь дитя и будешь за него Бога благодарить. Да вообще за всё будешь благодарить – за то, что живы, за то, что есть кусок хлеба и кров над головой.

Но, с другой стороны, мы не должны никого осуждать и требовать подвига сверх сил. У нас в Сергиевом Посаде живет большое количество многодетных семей. Я знаю родителей – у них четверо детей, но они до сих пор живут в съёмном жилье. Язык не повернётся осудить их, если они скажут: «Мы пятого уже не хотим». Нестабильность в жизни – это действительно тяжело, поэтому никогда никого не возьмусь осудить. Я, как вы понимаете, говорю не о прерывании беременности – если жизнь ребёнка уже зародилась, её необходимо сохранить! Но если люди решаются родить ребёнка, это достойно уважения и в определенных жизненных обстоятельствах действительно становится подвигом. Я думаю, таких людей Господь награждает ещё в этой жизни.