О выставке «Грани Победы»

В Центральном выставочном зале ВТОО «Союз художников России» открылась Всероссийская художественная выставка «Грани Победы».

Интересно сравнить, как обращались к теме войны те мастера, которые собственными руками делали Победу, и те художники, которые шли за ними

Масштабная выставка действительно показала грани Победы и всего того, что с ней связано. Интересно посмотреть, сравнить, как обращались к теме мастера самого старшего поколения, в том числе те, кто лично участвовал в Великой Отечественной и собственными руками делал Победу, и те художники, которые шли за ними – поколение за поколением, от художников, чьи имена уже давно вписаны в историю отечественного искусства, до вчерашних студентов…

То, как война разрушает мирную, естественную жизнь обычных людей, в том числе тех, кто, казалось бы, далеко от нее, – в знаменитой картине Аркадия Пластова (1893–1972) «Фашист пролетел», которую художник написал в 1942 году, а потом не раз повторял. Еще недавно пасторальный сюжет – деревенский мальчик, пасущий овечек и коров, – превратился в крик ужаса и боли, и вся природа, все окружающее пространство оплакивает гибель маленького пастуха…

«Фашист пролетел». Художник: Аркадий Пластов, 1942 г.                  

«Фашист пролетел». Художник: Аркадий Пластов, 1942 г.

Из картин Сергея (1922–2022) и Алексея (1925) Ткачевых, которые много раз обращались к теме Великой Отечественной войны, на выставке экспонируется работа «Прости-прощай, родимый дом» (1984–1988). О войне братья тоже знали не понаслышке. За плечами старшего, Сергея Петровича, – участие в боях войны, тяжелое ранение… На упомянутой картине – сцена прощания: отец-солдат обнимает младших детей, рядом стоит сын-подросток, на плечи которого теперь ложится ответственность за семью. Еще мгновение – и отцу вставать во весь рост и идти туда, в открытую дверь, к идущим вдаль, к линии горизонта, бойцам. Здесь мы видим композиционный прием, который не раз встречался в работах Ткачевых на военную тематику, на тему прощания: на переднем плане – темноватое уютное пространство избы, а за дверью (там, куда предстоит вскоре выйти героям) – свет (см., например, картину «Сыновья» (1985–1990). И это лишает работы трагичной безысходности, дает надежду.

«Прости-прощай, родимый дом». Художники: Сергей и Алексей Ткачевы, 1984-1988 гг.                      

«Прости-прощай, родимый дом». Художники: Сергей и Алексей Ткачевы, 1984-1988 гг.

«Сыновья». Художники: Алексей и Сергей Ткачевы, 1985-1990 гг.                 

«Сыновья». Художники: Алексей и Сергей Ткачевы, 1985-1990 гг.

Теме расставания посвящена и картина Валентина Сидорова (1928–1921) «Расставание. Тропинка к дому» (2015). Что стоит за этой сценой, Валентин Михайлович видел собственными глазами: из деревни Коровино, с которой связанно детство художника, 35 семей отправили на фронт своих мужчин, вернулся только один.

«Расставание. Тропинка к дому». Художник: Валентин Сидоров, 2015 г.          

«Расставание. Тропинка к дому». Художник: Валентин Сидоров, 2015 г.

Фронтовик Ефрем Зверьков (1921–2012), участвовавший в том числе в боях под Сталинградом, не касался в своем творчестве войны, он писал прекрасные пейзажи, восхваляя красоту родной земли. Той, что он защищал. Ефрем Иванович рассказывал студентам-художникам, как однажды во время боя, лежа под пулями, он особенно ярко и остро ощутил, насколько удивительна и прекрасна окружающая его природа – в целом и в каждой своей детали, частности. В тот момент он сказал себе: «Останусь жив – обязательно буду писать природу».

Отдельное место на выставке занимают наброски, сделанные художниками-фронтовиками прямо там, на передовой

Отдельное место на выставке занимают наброски, сделанные художниками-фронтовиками прямо там, на передовой. Как рассказывал мне Сергей Петрович Ткачев, солдаты часто просили его: «Сережа, сделай нам фото!» И он делал, а потом это «фото», сделанные при помощи карандаша, бумаги и мастерства художника, отправлялись домой, к женам, матерям, детям.

Такие «фото», зарисовки быта разных художников на пожелтевших листах являются бесценными документами. Кто-то из художников вернулся и написал потом свои главные значительные произведения, а у кого-то творческая биография, как и земная жизнь, закончилась на войне. Как у художника-графика Ивана Безина (1911–1943), ученика Владимира Фаворского, сделавшего карандашный портрет капитана П.В. Рюмина в 1942 году. Среди рисунков – работы Виктора Цигаля (1916–2005) «Беседа» (1944–1945), «Гвардии сержант Ю.П. Обухов (Нашел мину)» и многих других, у которых нужно останавливаться, всматриваться…

«Портрет капитана П.В. Рюмина». Художник: Иван Безин, 1942 г.                                                            

«Портрет капитана П.В. Рюмина». Художник: Иван Безин, 1942 г.

«Беседа». Художник: Виктор Цигаль, 1944-1945 г.                     

«Беседа». Художник: Виктор Цигаль, 1944-1945 г.

«Гвардии сержант Ю.П. Обухов (Нашел мину)». Художник: Виктор Цигаль               

«Гвардии сержант Ю.П. Обухов (Нашел мину)». Художник: Виктор Цигаль

О важном – работа Николая Колупаева (1954) «Без вести пропавшие» (1990). Священник служит панихиду по воинам Великой Отечественной, чьи останки дожидались полувека, чтобы их нашли, отпели, захоронили. Вроде бы печальное содержание, но здесь совсем нет острой трагичности, ведь эта работа – об обретении, о памяти (происходящее важно и для тех, кто в данную минуту присутствует рядом)… Этому настрою способствует и преобладающая теплая, охристо-золотистая цветовая гамма.

«Без вести пропавшие». Художник: Николай Колупаев, 1990 г.                           

«Без вести пропавшие». Художник: Николай Колупаев, 1990 г.

У каждого «пропавшего без вести» – своя судьба. Глубоко и очень личностно пытается увидеть, что происходило в тот момент с конкретным человеком, конкретным солдатом, Сергей Гавриляченко (1956) в работе «Помни безвестно павшего воина Евгения» (2014). Глядя на его работы, сразу вспоминаешь знаменитые строчки Твардовского:

«Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире
До конца его дней –
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей».

«Помни безвестно павшего воина Евгения». Художник: Сергей Гавриляченко, 2014 г.                         

«Помни безвестно павшего воина Евгения». Художник: Сергей Гавриляченко, 2014 г.

Никто не знает, как погиб воин Евгений, но художник предполагает, оплакивает, говорит «спасибо». Это картина – действительно плач по погибшему, он звучит в сложных тонких цветовых переходах (в работе нет открытых цветов), в неестественности позы убитого, который лежит совсем один в неуютном пространстве среди колючего чертополоха. Не отпели, не оплакали, не захоронили. Тема убитого в сражении воина, связанная в том числе с казачьими песнями, встречалась и в других, более ранних картинах художника из казачьего цикла («Убитый» (1996)), но здесь она представлена особенно остро, надрывно. Здесь – и собственные переживания художника, и общий плач о всех пропавших без вести. Так что эта работа – некий переход из лирики в эпос…

«Убитый». Художник: Сергей Гавриляченко, 1996 г.                     

«Убитый». Художник: Сергей Гавриляченко, 1996 г.

О переживании утраты и другая работа художника – «Время утрат» (2012). Уходили те фронтовики, кто сумел дожить до Победы, те, кто поддерживал, служил опорой здесь, на земле, и теперь уже их дети становились «старшим поколением». Лично для Сергея Александровича Гавриляченко время утрат – это и смерть отца, фронтовика, офицера-артиллериста, которому он посвятил множество работ, снова и снова стремясь выразить свою благодарность, сказать недосказанное когда-то.

«Время утрат». Художник: Сергей Гавриляченко, 2012 г.                                                                  

«Время утрат». Художник: Сергей Гавриляченко, 2012 г.

Обращают на себя внимание работы Ксении Соповой (1987). В картине «Мать» (2014) работает не только изображение, но и слово – строчки письма, занимающие почти все изобразительно пространство. Так что мы в прямом смысле слышим диалог сына с матерью. Цветовое решение работы напоминает фотографии того времени, пожелтевшие странички писем. Главная героиня картины, сидящая фронтально и устремившая взгляд на зрителя (а на самом деле куда-то дальше), тоже словно сошла с фотографии, это и конкретная женщина, и обобщенный, собирательный образ матери, проводившей на фронт своего сына. В работе «Правнук» (2015) Сопова касается важной темы связи поколений, важности обретения себя через знание о предках. Это тема звучит еще в искусстве второй половины XX века, например в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1964), в картине Виктора Попкова «Шинель отца» (1972).

«Мать». Художник: Ксения Сопова, 2014 г.                                                                      

«Мать». Художник: Ксения Сопова, 2014 г.

«Правнук». Художник: Ксения Сопова, 2015 г.                                                              

«Правнук». Художник: Ксения Сопова, 2015 г.

Связи, преемственности поколений посвящена и работа Елены Павловской (1964) «Отец и сын. Портрет военного историка В.В. Жукова».

«Отец и сын. Портрет военного историка В.В. Жукова». Художник: Елена Павловская, 1964 г.                                                                     

«Отец и сын. Портрет военного историка В.В. Жукова». Художник: Елена Павловская, 1964 г.

Тему материнства, но совсем иначе, чем у Соповой, раскрывает в своей работе «Страшный сон» (2019) Ирина Пьянкова (1986). Защитить сына в данный момент, успокоить, прогнать тревоги ночи сейчас под силу молодой матери, но вот ее тревоги разогнать некому…

«Страшный сон». Художник: Ирина Пьянкова, 2019 г.                                                          

«Страшный сон». Художник: Ирина Пьянкова, 2019 г.

На выставке прослеживается линия восхищения красотой родной земли

Тоска по ушедшему деду и невероятная благодарность ему за совершенные подвиги в годы Великой Отечественной, за возможность бескрайнего мирного пейзажа за окном – в картине Альберта Солтанова (1974) «Первая весна без деда» (2010). В старости дед ходил, опираясь на палку, а когда-то был веселым молодым деревенским пареньком, у которого «совпало – Война, беда, мечта и юность!». Таким он запечатлен в стоящей на трюмо фотографии в набок надетой пилотке, из-под которой торчат непослушные кудри…

«Первая весна без деда». Художник: Альберт Солтанов, 2010 г.                                                        

«Первая весна без деда». Художник: Альберт Солтанов, 2010 г.

На выставке прослеживается и линия восхищения красотой родной земли, которая так потрясла Ефрема Ивановича Зверькова, в самый, казалось бы, неподходящий для восхищения момент. Но у художников более младшего поколениях в таких пейзажах еще и все та же важная, неизменная тема благодарности. Как пример – пейзаж Млады Финогеновой (1941) «Сирень цветет. Борисоглеб» (2016).

«Сирень цветет. Борисоглеб». Художник: Млада Финогенова, 2016 г.                                                            

«Сирень цветет. Борисоглеб». Художник: Млада Финогенова, 2016 г.

Лиричная нота звучит в работе Елены Степуры (1979) «Доброволки», где выстроенные в ряд, одетые в громоздкие, такие кажущиеся неподходящими для них шинели и большие валенки с серьезным выражением лиц девушки все равно остаются трогательными и прекрасными. Как-то особенно рифмуются с их фигурами тонкие длинные березы позади, беззащитные без листвы. Часть грузовика, в который скоро сядут героини картины и поедут туда, на передовую, общий смысловой контекст, вызывающий ассоциации с повестью Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», общее цветовое решение делают эту работу щемяще-тревожной…

«Доброволки». Художник: Елена Степура                                                         

«Доброволки». Художник: Елена Степура

Собирательный образ боли – работа Сергея Данчева (1981) «Пепел» (2018). Пепел покрывает белую землю, разрушенную (и не только что) церковь, которая стоит вот так, без крестов. Такая двойная разруха…

«Пепел». Художник: Сергей Данчев, 2018 г.                                                                  

«Пепел». Художник: Сергей Данчев, 2018 г.

Александр Перепелицын (1958) решает тему Победы через натюрморт – «Память времени. Дню Победы посвящается» (2020). «Иконное» построение пространства (обратная перспектива – на зрителя), доминирующий красный цвет делают изображаемое (артефакты, связанные с тем временем, с памятью) вневременным… Через вещный мир раскрывает тему и Владимир Соковнин (1955) в работах из диптиха «Память» – «Возрождение» и «Война» (1985).

«Память времени. Дню Победы посвящается». Художник: Александр Перепелицын, 2020 г.                     

«Память времени. Дню Победы посвящается». Художник: Александр Перепелицын, 2020 г.

В статье я лишь бегло коснулась некоторых из тем, назвала небольшое количество работ из того огромного материала, что можно увидеть на выставке. Она очень масштабная и разноплановая. И, что очень важно, качественная. Есть в экспозиции и конъюнктурные работы, так сказать, написанные специально «к дате, к выставке» и так далее, но их немного и общего впечатления они не меняют. Хотя мое личное убеждение – нельзя касаться подобных тем, если это не идет из сердца, внутреннее глубоко не прочувствовано. Но, повторяю, таких работ гораздо меньше, чем по-настоящему глубоких. Как показывает выставка, художники разных поколений могут говорить о Великой Отечественной не только высокопрофессионально, но и искренне, по-настоящему, как о важном лично для себя.

«Война». Художник: Владимир Соковнин, 1985 г.                                                               

«Война». Художник: Владимир Соковнин, 1985 г.

«Возрождение». Художник: Владимир Соковнин, 1985 г.                                                     

«Возрождение». Художник: Владимир Соковнин, 1985 г.

Выставка продлится до 20 мая 2023 года по адресу: Москва, Крымский Вал, 10, 4 этаж (Западное крыло Новой Третьяковки). Центральный выставочный зал Союза художников России. Вход свободный.

Оксана Головко

Православие.ру