Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении епископа Яранского и Лузского Паисия, епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна возглавил служение Божественной литургии. Архиереям сослужило духовенство Вятской Митрополии. Песнопения исполнил сводный хор Вятской Епархии под управлением Юлии Скопиной.
За богослужением молились множество паломников. На берегу реки Великой также присутствовал губернатор Кировской области Александр Валентинович Соколов.
Проповедь перед Таинством Причастия произнес настоятель Спасского собора города Кирова протоиерей Петр Машковцев:
— Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня снова берега Великой реки принимают многочисленных своих гостей, паломников со всех уголков великой России. Мы сегодня вспоминаем события, которые произошли 640 лет назад. Именно здесь в те далекие годы была обретена икона святителя Николая Чудотворца. Почему этот образ привлекает столько много людей? Его явление произошло в непростые времена. Это было в то время, когда на эти земли пришли жить христиане, но им было очень сложно, потому что местные племена никак не хотели выстраивать добрые отношения, постоянно нападали. Христиане уже начали падать духом, думали оставить эти земли. Именно в этот момент является образ святителя Николая Чудотворца, через него и является помощь этого великого угодника.
Так и произошло! И сегодня мы знаем Вятский край, землю благословенную. С тех пор уже более шестисот лет проходит крестный ход. В начале он проходил по реке, но постепенно складывается традиция приходить на это место пешком. У каждого времени и у каждого человека свои трудности и испытания. Вспоминая, как святитель Николай помогает, люди обращаются к нему за помощью и дают обет сходить на реку Великую. Именно так и заложилась традиция пешего крестного хода.
Мы знаем, что много людей идет крестным ходом, но не всем святитель Николай помогает. Почему кого-то святитель Николай слышит, а кого-то нет? И здесь надо понимать, что есть основной закон духовной жизни, который мы всегда должны помнить: он заключается в том, что для духовной жизни и спасения души недостаточно просто молиться или совершать необходимые обряды. Так поступали фарисеи. Мы помним, как однажды одному фарисею по имени Никодим пришел сам Христос. Между ними состоялась беседа, Никодим, будучи праведным фарисеем, недоумевает и спрашивает, почему Господь их обличает? Господь говорит, что этого недостаточно. Необходимо еще родиться во второй раз, духовно, родиться от Духа Святаго. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Ин 3:6) И то, что рождается от плоти, рождается от того, что взято от земли, в землю уйдет. А на небо войдет только духовное, только рожденное от Духа Святого. Поэтому каждому человеку необходимо духовно родиться, или как говорит апостол Павел: «Совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9–10).
Вот в чем главная цель — родиться духовно в Духе Святом, родиться в нового человека. Для этого необходим опытный духовник, под руководством которого может произойти таинство духовного перерождения. В помощь нам Господь и попускает различные испытания и страдания. Именно во время испытаний, во время скорбей в человеке пробуждаются внутренние духовные силы, с помощью которых он может преодолеть все испытания и все трудности, а наша с вами задача — стремиться к тому, чтобы стать новым человеком, живущим по благодати Духа Святаго. Именно потому Господь порой нас не слышит и не помогает нам святитель Николай, когда мы молимся. Мы зациклены на своей ветхости и стараемся больше о нашем ветхом человеке. Надо научиться различать в себе ветхого человека и нового. Ветхий человек — тот, который живет по своим прихотям, похотям — гордыня, тщеславие, эгоизм, желание, чтобы все было так, как я хочу. Отсюда в ветхом человеке рождается неприязнь, ненависть, раздражительность. А новый человек — есть стремление и желание добра, жить в духе любви к Богу и ближнему.
С какими молитвами мы обращаемся ко Господу? Ветхий человек думает только о себе, чтобы получить и приобрести, чтобы Господь дал, чтобы его жизнь изменилась к лучшему — «дай мне хорошую работу, зарплату, начальника, чтобы моя жизнь изменилась к лучшему. Чтобы семейная жизнь наладилась, дай мне хорошую жену или мужа. Дай мне здоровья, избавь от болезней». А новый человек думает не о том, что надо приобрести, а о том, как надо измениться, каким надо стать человеком пред Богом, чтобы Господь помог изменить жизнь к лучшему.
Новый человек молится не «дай мне», а «помоги мне, Господи, стать лучше, стать ответственным работником». Можно сколько угодно молиться о хорошей жене или муже, но если мы будем злобными или раздражительными к ближнему, никогда семейное благополучие не наступит. Новый человек молится: «помоги мне, Господи стать любящим и заботливым». И Господь помогает. «Господи, помоги мне стать добрее, простить обиды, не раздражаться и не злиться». Ведь именно обида, злоба, является причинами наших болезней. И здоровье не придет в жизнь человека, душа которого наполнена обидами и злобой.
Поэтому необходимо молиться о том, чтобы Господь помог измениться к лучшему. Господь посылает нам испытания, чтобы проявился в нас новый человек. Так и в крестном ходу, если нас случайно человек толкнул, мы начинаем на него злиться, обижаться, раздражаться — это проявление ветхого человека. А новый человек будет думать не про то, что его обидели, а про то, как тяжело этому человеку, что он не может справиться, и станет просить Господа помочь ему, дать ему силы дойти. Новый человек использует всякую возможность, чтобы проявить свою любовь, доброту. А Господь и посылает нам таких людей и такие испытания, чтобы у нас была возможность для нашего духовного обновления и перерождения.
Поэтому будем молиться, чтобы Господь помог нам измениться к лучшему, стать новым человеком, настоящим христианином, живущим по заповедям любви. Без Божьей помощи ничего не получится. Пусть Господь нам поможет, и тогда, когда мы будем так молиться и стараться стать лучше пред Богом, стараться проявить свою любовь и стать новым человеком, тогда в нашу жизнь войдет благодать Духа Святаго, тогда наша жизнь действительно по молитвам святителя Николая изменится к лучшему, наполнится радостью и благополучием. Аминь!
Митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским благословением:
— Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю всех с праздником! Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн! Сегодня хотелось поблагодарить вас всех за молитвы и за молитвенный подвиг. Господь говорил: «умножая умножу». Подчас мы рассуждаем над теми или иными датами и цифрами, думая, много это или мало. Двадцать восемь лет для человека — это много или мало? Отцу Иову в этом году исполняется шестьдесят лет, а двадцать восемь лет, двадцать восемь раз он ходил в крестный ход, помогая его организовывать, вести. Он является помощником предстоятеля крестного хода. Сегодня мы ему вручаем Патриаршую награду — орден преподобного Серафима Саровского третьей степени. Аксиос!
Губернатор Кировской области Александр Валентинович Соколов обратился к собравшимся:
— Ваше Высокопреосвященство, Преосвященства, духовенство, монашество, братья и сестры! С праздником всех! Я думаю, что каждый добрый христианин неоднократно обращался к святому Николаю Угоднику за заступничеством. Сегодня мы с вами искренне помолились за защиту нашей богохранимой страны, за победу в правом деле нашего воинства. Пусть так и будет, и пусть мы идем верной дорогой! Всем здоровья и удачи.
После окончания Божественной литургии митрополит Вятский и Слободской Марк, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн совершили чин освящения воды реки Великой, купели и источника, на котором в четырнадцатом веке был обретен Великорецкий образ святителя Николая. Владыка Марк окропил верующих святой водой. Икона Николая Чудотворца крестным ходом была перенесена в Никольский храм Великорецкого подворья Свято-Трифонова монастыря.
Пресс-служба Вятской Епархии