Настоятель Воскресенского храма в Кяхте рассуждает о простейших способах доказать верность Христу, умении не осуждать даже Иуду и призывает заняться искоренением собственных, а не чужих грехов.
Иерей Владислав Терентьев с прихожанами храма села Малая Кудара
«Мелочи» катехизации
– Отец Владислав, многие со страхом смотрят в будущее православной России. Не грозит ли нам то же самое, что в кратчайшие сроки случилось в начале прошлого века?
– Если все наше христианство заключается в радостных статистических отчетах «наверх» (но отнюдь не на Небо) и позолоте, то мы, возможно, уже на пороге новых испытаний. Иногда во время бесед с прихожанами я спрашиваю людей: найдется ли кто-то среди нас, кто встанет между священником и беснующейся толпой, готовой его убить, если, не дай Бог, придет время новых гонений? Много ли таких людей будет? Я точно знаю, что найдутся, конечно, но, как мне сказал один из прихожан, «мы сильно сомневаемся, что это будут те самые, которые сейчас на каждом углу кричат о своей вере, устраивают крестные ходы по поводу и без повода и воюют с масонами».
Сходить в храм, повязать ленточку у «священного» дерева – это всё, оказывается, вполне умещается в разрушенном сознании человека
Думаю, у нас сейчас вера очень сильно разреженная. Не забудем еще и о так называемом религиозном синкретизме, проще говоря, о всеядности: мы постоянно с этим сталкиваемся. Полагаю, эта всеядность касается не только Бурятии, но и всей России. Что же касается Бурятии, Кяхтинского района, то сходить в храм, повязать ленточку у «священного» дерева, бросить монетку у идола, «бибикнуть», проезжая «святое» место, съездить в дацан, поклониться истукану – это всё, оказывается, вполне умещается в разрушенном сознании человека. Есть даже целый «обряд посвящения», чтобы стать «своим» здесь: объехать все капища в округе – вот тогда да, тогда ты «свой». Кому ты «свой» – вопрос серьезный. И я пришел к выводу, что, прежде чем начать говорить о Символе веры с людьми, которые готовятся к Крещению, мы должны обсудить именно такие повседневные «мелочи»: если ты хочешь быть со Христом, то начни с «мелочей» – этих ленточек, бибиканья, монеток. С Символом веры мы потом будем разбираться, кому-то вся жизнь нужна, чтобы вникнуть в его глубину. Сначала давайте разберемся насчет «всего духовного», насчет того, что «Бог в каждой вере есть»! Может быть, тебе Христос и не нужен вовсе? А с таким подходом, что «Бог в каждой религии», Он тебе точно не нужен.
Но и строить Святую Русь, ориентируясь на благостную картинку XIX века, причем на собственное ее видение, нельзя, я считаю. Вчитаемся чуть глубже в произведения наших классиков – это же набат о духовной жизни России того времени! Я не говорю о ностальгически благостных произведениях Шмелева или Никифорова-Волгина – там боль по утраченному, уже фантомная боль, мне кажется.
Конечно, вместе с этим происходит определенный духовный расцвет: оптинские старцы, переводы и тиражирование святоотеческих работ с подачи преподобного Паисия Величковского, труды святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия Брянчанинова, затянувшийся синодальный перевод Библии…
– Одной из самых трагических фигур в пушкинской «Метели» был, мне кажется, сельский священник. «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка». Это «прикажете начинать?» много говорит о нашей духовности.
– Ох. А если вспомнить повесть «Тупейный художник» Лескова, да и многие другие произведения того времени? А исторические свидетельства, даже бытовые, как, например, священники, унижались в консисториях, потом часами, днями ожидая приема у епископа? Это сейчас я совершенно спокойно могу поехать к владыке, поговорить, побеседовать с ним, не унижая своего достоинства, а тогда?..
Значение искренней улыбки и умение говорить «спасибо»
– Вернемся к нашим страхованиям перед будущим. Что, по вашему мнению, нужно нам делать, чтобы это будущее не было страшным?
– Во-первых, избавиться от этих самых страхований. Проще говоря, постоянно помнить призыв Христа: «Не бойтесь!» В самом деле, чего нам бояться, если мы с Богом? Другое дело, что нам самим нужно стараться быть с Ним – без нашего старания Он нам помочь при всем желании не может. Поэтому, во-вторых, призываю обратить свое внимание на внутреннюю жизнь, на молитвенное устроение своего сердца. А в-третьих, вспомнить о духовной важности внешнего поведения.
– Это «в-третьих» сильно меня интересует. Что вы имеете в виду?
– Я имею в виду, видно ли наше христианство по тому, как мы себя ведем в повседневных житейских ситуациях. Естественны ли для нас простейшие правила вежливости: придержать дверь, уступить место, искренне сказать «спасибо» и «пожалуйста» и прочие, казалось бы, «пустяки». Обращаюсь к прихожанам и прошу их проверить свою веру: сходить в магазин, постоять в очереди и не выругаться ни разу. Или не издеваться над постоянно заезжающими в Кяхту торговцами-монголами. Я что хочу сказать: очень часто, если не всегда, твое христианство будет видно по вежливой улыбке (причем и внешней, и внутренней – искренней улыбке в глубине сердца) и соблюдению правил хорошего тона где бы то ни было, а не по натужным рассуждениям о собственной богоизбранности. Высший пилотаж – это, конечно, сдержаться и не ответить на колкость супруги или супруга.
Иерей Владислав Терентьев с женой
– Или тещи.
– Это уже седьмое небо. Но у меня теща в Монголии живет. Из всей монгольской части семьи только жена христианка – все остальные шаманисты. Так что есть о чем и о ком молиться.
– Сложно, думаю. Как привести ко Христу ближних?
– Только личным примером. Знаете, кто самый большой нехристь?
– Ну, Иуда какой-нибудь.
Самый большой нехристь лично для меня смотрит на нас каждое утро из зеркала. Это очень важно понимать
– Нет, оставим в покое Иуду: самый большой нехристь лично для меня смотрит на нас каждое утро из зеркала. Это очень важно понимать. Без честного осознания своего недостоинства, несоответствия своей жизни евангельским заповедям мы превращаемся в обычных лицедеев, актеров, играющих в христиан. Нужно это прочувствовать – не сюсюкать о своем недостоинстве, а знать его, пытаться исправиться. А то мы всяких элгэбэтэшников кроем на чем свет стоит! Может, настало время с собственными грехами разбираться? Зачем мы прикрываем свой позор чужими грехами?
О работе над ошибками и последнем шансе
– На фоне разрушенного Троицкого собора в Кяхте стоит, поблескивая, памятник Ленину. Как объясняется, даже не с этической, а просто эстетической точки зрения, такое соседство?
– Думаю, есть несколько причин. Во-первых, отсутствие желания честно взглянуть на свою историю; во-вторых, религиозная всеядность; в-третьих, мечта «мэйк Россия грэйт эгэйн» без серьезной работы над ошибками. Как в головах и душах умещается чествование богоборцев и их жертв, я не понимаю. Троицкий храм, кстати, пытаются восстановить. Но – опять этот проклятый вопрос: кто будет ходить в храм? Восстановить «просто, чтобы был»? Вы же не ходите в другие уже имеющиеся в Кяхте церкви, не участвуете в Таинствах – зачем, скажите, вам новый храм? Это очень неудобные вопросы, но они требуют ответа.
– Какой же ответ предлагаете вы?
– Я предлагаю вчитаться в Священное Писание:
«Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: “не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом”. Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо него, ужаснется и свистнет, и скажет: “за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?” И скажут: “за то, что они оставили Господа, Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, за это навел на них Господь все сие бедствие”» (3Цар. 9: 3–9).
Может быть, Господь нам дает еще один шанс? Последний?
Православие.ру