О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ИКОН

Проповедь в Неделю первую святого и Великого поста

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.Ru

Фото: Дмитрий Кирюхин / Православие.Ru

И сделай из золота двух херувимов над ковчегом откровения; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов.

( Исх. 25, 18; 22)

Возлюбленные верующие!

Православная Церковь Христова празднует сегодня великое апостольское и соборное установление, а именно почитание святых икон. Оно было принято решением Святого и Великого ⅤⅡ Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 787-м году, в котором приняли участие 367 отцов, из них 136 архимандритов и игуменов монастырей. От Восточной Православной Церкви Собором руководил святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский. От Западной Церкви, со стороны Папы Адриана, был Петр, архиепископ Римский, в сопровождении Петра, пресвитера и игумена римского монастыря Святого Саввы.

Эти святые отцы приняли решение о почитании святых икон и предали анафеме всех еретиков-иконоборцев, по причине которых множество святых претерпело жестокие гонения и смерть на протяжении почти двух столетий, начиная со Льва Исавра, первого борца против святых икон, до Феофила, их последнего врага. После смерти Феофила стараниями Императрицы Феодоры и святых отцов были снова утверждены правая вера и почитание святых икон, как во времена Спасителя и святых апостолов, – ведь тогда Сам Иисус Христос чудом соделал нерукотворенное изображение Своего лика на убрусе и послал его Авгарю, Царю Едесскому. А по апостольскому преданию, святой апостол и евангелист Лука, будучи прекрасным художником, написал образ Матери Божией с Младенцем Иисусом на руках, когда Она еще была жива.

По апостольскому преданию, святой апостол и евангелист Лука написал образ Матери Божией с Младенцем Иисусом на руках

Эту великую истину подтверждает и VII Святой Вселенский Собор, возглашая:

«Мы в неприкосновенности храним предания Церкви, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них повелевает делать новые живописные изображения святых икон, ибо это, вкупе с историей Евангелия, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не по видимости соделался Человеком, и служит для нашей пользы. На этом основании мы, идя царским путем и следуя учению Божественных святых отцов наших и преданиям Вселенской Церкви, ибо знаем, что в ней живет Святой Дух, со всем усердием и старанием постановляем, чтобы святые иконы предлагались (для поклонения) так же, как изображения Честного и Животворящего Креста, созданы ли они из красок, или мозаики, или иного материала. Лишь бы они были соделаны благообразно».

Архимандрит Клеопа (Илие). Фото: basilica.ro 

Архимандрит Клеопа (Илие). Фото: basilica.ro

Святой Иоанн Дамаскин, много пострадавший за святые иконы, пишет о них так:

«Во всяком деле следует хорошенько разузнать, что в нем истинного или ложного, и какова его цель, добрая или плохая… Так же и когда речь идет о святых иконах, необходимо разыскивать, истинны ли они и для какой цели созданы. Если они истинны и служат славе Бога и Его святых, вдохновению людей на добрые дела, беспорочному окормлению и спасению душ, тогда их нужно принимать и почитать, но не иначе как образы, примеры, образцы, как книги для людей, как памятники»[1].

Поскольку не все умеют читать, отцы рассудили, чтобы все деяния Христа, достойные славы, были воплощены на иконах, чтобы служить кратким напоминанием о них. Много раз бывает, что мы не думаем о Страстях Спасителя, но как только увидим икону распятия Христа, сразу же вспоминаем о Его спасительных страданиях, падаем ниц и кланяемся – не веществу, а Изображенному, подобно тому как кланяемся не веществу, из которого изготовлены Евангелие или Крест, а тому, что изображается ими, то есть силе Духа Святого, исходящей из них.

Мы не поклоняемся веществу, из которого сделаны иконы. Если перед нами икона Господа, мы молимся, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги и спаси нас!» Если же оказываемся перед иконой Матери Божией: «Буди Заступницей нашей перед Сыном Твоим, истинным Богом нашим, во спасение душ наших!» А если икона мученика, например Стефана, тогда говорим: «Святый великомучениче Стефане, кровь свою за Христа проливший и к Богу дерзновение получивший как первомученик, будь защитником нашим!» Так мы обращаемся и к любому другому святому. Вот куда мы возносим свои молитвы при посредстве святых икон.

Когда Император-иконоборец, под стать нашим сектантам, бесчестно утверждал, будто на шести Вселенских Соборах не было икон, и о них даже речи не было, тогда Папа Григорий написал ему:

«Император, посмотри, там ничего не говорилось также ни о хлебе, ни о воде, и не было сказано, что нам нужно есть и пить. Однако ты, по преданию, знаешь, что это необходимо для поддержания жизни. Также и об иконах стало известно из Предания. Сами архиереи приносили на Собор иконы, и ни один христолюбивый человек не отправится в путь и не станет совершать путешествия без икон. Так делают люди, совершающие добродетели и угодные Богу».

Леонтий Неапольский, опровергая иудеев, порицавших христиан за почитание икон, отвечает им:

«Мы поклоняемся образам на иконах и изображениям святых не как Богу. Потому что если бы поклонялись древу иконы как Богу, тогда мы поклонялись бы всякому древу. И если сотрется лик с какой-либо иконы, мы предадим ее огню, как зачастую и делаем это. Мы, христиане, лобызая плотскими устами образ Христа, апостола или мученика, душою и мыслью лобызаем Христа и Его святых».

Святитель Григорий Нисский говорит об изображении приношения Авраамом в жертву Исаака, что, взглянув на эту икону, он проливает слезы умиления. Еще он упоминает об иконе святого великомученика Феодора Тирона и иконе Христа. А святитель Амвросий Медиоланский, говоря о видениях, бывших ему перед обретением мощей святых мучеников Гервасия и Протасия, признавался, что ему явился апостол Павел в таком виде, в каком он изображен на иконе.

Святитель Афанасий Великий пишет о почитании святых икон так:

«Мы, верующие, поклоняемся иконам не как Богу, подобно эллинам. Нет! Но мы выражаем благое поклонение и любовь к тому лицу, которое изображено на иконе. Поэтому, когда образ на ней стирается, мы зачастую сжигаем ее, как бесполезную вещь».

Как Иаков перед кончиной поклонился на верх жезла Иосифа и этим воздал честь не посоху, а тому, кто держал его, так и мы, верующие, кланяемся перед иконами и лобызаем их, чтобы выразить свою любовь сердечную; так и иудеи поклонялись скрижалям Завета и двум золотым херувимам, поклонением воздавая честь не камню и золоту, а Самому Богу, повелевшему их изготовить.

Свидетельства о существовании святых икон стали находить с самых древних времен. Так, святой Мефодий Патарский, живший в III–IV веках, пишет:

«Изображение ангелов, начал и властей Божиих, создаваемое из золота, мы создаем в честь и славу Божию».

Об иконах пишут также Климент Александрийский и Тертуллиан, жившие в II–III веках.

Священное Предание говорит также и о Нерукотворенном Образе, подаренном Спасителем Авгарю, Царю Едесскому. Об этом образе пишет церковный историк Евсевий, живший в III–IV веках.

Самой древней иконой, которую ученые-археологи датируют I веком христианства, является образ Матери Божией, держащей на руках Превечного Младенца

Наконец, сама земля свидетельствует против сектантов-иконоборцев, ибо и сейчас обретаются иконы, кресты и христианские символы при раскопках, проводимых в Римских катакомбах, то есть в пещерах, где первые христиане прятались во времена языческих гонений, совершали там богослужения и погребали святых мучеников. Мы побывали в Римских катакомбах осенью 1977 года и видели там древнейшие иконы Спасителя и изображения Святого Креста. Из самых древних икон, найденных учеными-археологами в катакомбах подземного Рима, наиболее значимыми являются: икона Спасителя из катакомбы Святого Каллиста и «Тайная Вечеря» конца II века, «Поклонение волхвов», «Чудо претворения воды в вино», «Исцеление слепорожденного» и другие, найденные также в катакомбе Святого Каллиста. В катакомбах Домициллы и Прискиллы были найдены иконы Святого Семейства, «Благовещения», святых апостолов Петра и Павла, ветхозаветных патриархов и пророков и некоторых новозаветных мучеников, датируемые также концом II и началом III века. А самой древней иконой, которую ученые-археологи датируют I веком христианства, является образ Матери Божией, держащей на руках Превечного Младенца, со звездой над иконой.

Пророк пред Божией Матерью с Младенцем. Рим, катакомбы Св. Прискиллы, вторая половина II в. 

Пророк пред Божией Матерью с Младенцем. Рим, катакомбы Св. Прискиллы, вторая половина II в.

Все эти изображения, найденные в катакомбах и при раскопках древних подземных храмов, с неоспоримой очевидностью учат нас принимать и верить, что святые иконы почитались с самых ранних времен христианства. Таким образом, в защиту святых икон нам говорят Священное Писание, Священное Предание и сама земля, сохранившая для нас многие из них с первых веков христианства. В защиту их говорят и сами наши умы и сердца.

Возлюбленные верующие!

Доселе я привел несколько свидетельств из Священного Писания, Священного Предания, святых отцов и истории христианской Церкви о почитании святых икон. А теперь покажем, что такое икона и что такое идол. Прошу вас помнить, что икона – это изображение истинного Бога, Который действительно существует. А идол, или истукан, – это изображение ложных богов, выдуманных человеческим умом и на самом деле не существующих. Поэтому и говорится, что «идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). Разница между идолами и иконой такая же, как между днем и ночью, между светом и тьмой.

«Какое согласие, – говорит великий апостол Павел, – между Церковью Божией и идолами?» (2 Кор. 6, 15–16).

В чем же проявляется почитание святых икон? Почитание святых икон, как учит Святой и Великий VII Вселенский Собор, проявляется в том, что мы считаем икону не Богом, а лишь изображением (фотографией, портретом), и, почитая икону, поклоняемся не древу и краскам, а Тому, Кто изображен на иконе, то есть Богу, святым ангелам, Пресвятой Богородице и святым, являющимся друзьями Божиими. А разве мы с особым чувством не чтим образ нашего Патриарха? И, глядя на его портрет, не чувствуем себя так, словно видели его самого? А когда видим на иконе образ Бога, Его не надо почтить?

В чем же проявляется поклонение идолам? Поклонение идолам проявляется в том, что люди считали истуканов богами. Послушай, что говорит Божественное Писание:

«Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исх. 32, 8; 3 Цар. 12, 28–30).

Таким образом, нам нужно понять, что отличие между почитанием святых икон и поклонением идолам такое же, как между светом и тьмою, и как слепой человек не отличает света от тьмы, и для него всё – тьма, так же и человек неразумный и заблудший не отличает икон от идолов, и для него всякое изображение – идол, даже образ его родного отца.

Человек неразумный и заблудший не отличает икон от идолов, и для него всякое изображение – идол, даже образ его родного отца

Само Слово Божие заповедует нам отличать священное и чистое от несвященного и нечистого (ср. Лев. 10, 9–10).

Но какова духовная польза почитания святых икон, и для чего нам нужны святые иконы? Святые иконы нам нужны, прежде всего, для укрепления веры, благочестия и трезвения нашей совести. Во-вторых, для памятования о великих делах Бога (ср. Втор. 6, 7–9) и Его святых, чтобы мы, взирая на их лики, вдохновлялись подражать их жизни (ср. Евр. 13, 7).

Иконы помогают нам выразить свою любовь к Богу. Если мы из любви носим с собой портреты родных и близких людей, то тем более должны благоговейно носить с собой иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых Божиих.

Затем, для людей неграмотных и детей святые иконы – то же, что Библия. То, что в Библии напечатано буквами, на иконах написано красками. Например, не знающий грамоты не сможет прочитать в Библии о Страстях Спасителя нашего Иисуса Христа, а глядя на иконы страданий Христовых, он умом поймет то, что написано на иконах, а сердце его ощутит больше благоговения. Церковь Христова поет так:

«Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати».

А о Матери Божией говорит так:

«Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно. Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем».

Возлюбленные верующие!

Люди не могут видеть Бога по существу, как Духа. Но могут видеть Его на образах, изображениях, в определенных видениях. Люди видели Бога, но только опосредованно или в символах. Так, например, Бог явился Аврааму в образе трех юных путников (ср. Быт. 18, 1–6). Видел Бога и патриарх Иаков, и нарек имя месту тому – «Видение Бога» (ср. Быт. 32, 30). Видел Бога и Моисей, «и говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 11). И сказал Господь:

«Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;
но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Числ. 12, 6–8).

Видел Бога и Исаия (ср. Ис. 6, 1–5). Даниил пророк видел Бога Отца и Сына (ср. Дан. 7, 13). Видел Бога и Михей (ср. 3 Цар. 22, 19). Затем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа видели Его ученики – как в уничижении, так и в славе, покуда Он жил с ними на земле (ср. Ин. 1, 14; 6, 36).

Апостол Иоанн, говоря об Иисусе Христе, так начинает свое первое Послание:

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1, 1–2).

А Святое Евангелие говорит:

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).

Люди видели Бога и могут изобразить Его для своего укрепления и наставления в вере

Иисуса Христа видел апостол Павел и после Его вознесения на небеса. Он увидел Христа, когда гнал Его (ср. 1 Кор. 15, 8; Деян. 9, 3–4). Видел Его и первомученик Стефан, побиваемый камнями, и сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56).

Духа Святого видели при Крещении Господа народ и апостолы в виде голубя, сидящего на Нем, и послышался глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3, 22). Дух Святой виден был в виде огненных языков при сошествии Его с небес (ср. Деян. 2, 1–4). Во многих еще образах являлся Бог святым Его, как, например, в откровении святого евангелиста Иоанна (ср. Откр. 4, 2–3; 5, 6–8).

Таким образом, люди видели Бога и могут изобразить Его для своего укрепления и наставления в вере. Так что никаких оправданий не могут иметь сектанты, говорящие, будто никому нельзя изображать Бога на святых иконах.

Возлюбленные верующие!

Сегодня первое воскресенье Великого поста, называемое «Торжеством Православия» или «Неделей святых икон». Поэтому мы и говорили так подробно о почитании святых икон, ибо в наше время в мире восстало много христианских сект, хулящих иконы, крест, Церковь, священников и православное апостольское учение, прельщая множество чад нашей Церкви, к их вечному осуждению.

Честь, воздаваемая иконам, восходит к святым, изображенным на них

А мы советуем вам и приводим на память догматическое учение Церкви. Поклоняйтесь с верою и благоговением святым иконам, держите их у себя дома, и, куда бы вы ни пошли, да будут они вам в помощь и защиту от опасностей. Знайте, что честь, воздаваемая иконам, восходит к святым, изображенным на них. Возносите молитвы и акафисты перед иконами, совершайте богомолье к чудотворным иконам и к мощам наших святых, ибо получите облегчение и великую помощь в житейских нуждах. Почитайте также Святой Крест, щит веры, и носите его с верой, ибо им мы изгоняем бесов и утихомириваем сектантов, хулящих Бога.

Минула первая седмица Великого поста. Мы радуемся, что храмы снова наполнились верующими, что все вы постились и с верою и благоговением прибегаете к Спасителю Богу, надежде нашей.

Увещаю вас, братия мои, продолжайте поститься Святым постом и молиться, читайте как можно больше и по силе творите милостыню, и увидите, сколько радости и мира обретете в душе. А особенно увещаю вас исповедоваться у духовников дважды: и в эти дни, и в конце Великого поста, а у кого будет разрешение – примите Святое Причастие.

Благочестивые христиане, матери, дети, старики и больные должны исповедаться и причаститься дважды за этот Великий пост. Спешите ко Христу. Он зовет вас, ждет и приносит Себя в дар всем, кто хранит Его заповеди. Не обходите вниманием любовь и благодать Христову.

Помолим Сына Божия, да укрепит правую веру и православное благочестие, дабы мы Его силой победили и бесов, и сектантов-хульников, и неверующих, и начали вечно жить в радости и любви Божией. Аминь.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Basilica (Базилика)

Православие.ру

[1] См.: Прп. Иоанн Дамаскин. Второе защитительное слово против порицающих святые иконы, Х.