Лестница духовного возрастания

Иконописец Ольга Спиридонова об иконографии Введения во храм

Икону называют богословием в красках, и потому мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы рассказывает иконописец Ольга Спиридонова.

Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 г.                                                          

Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 г.

– Давайте начнем разбор иконографии праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с разговора об иконе из Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года.

– На иконе изображены события библейской истории, когда праведные Иоаким и Анна приводят свою трехлетнюю Дочь, Которая, по обету, была предназначена для служения Богу, в храм. Она и изображена в центре композиции иконы и одета в одежды замужней женщины, в мафорий и тунику, в традиционных для изображения Богородицы цветах – пурпурный мафорий и синюю тунику, что подчеркивает самый высокий статус Богоотроковицы – статус Ее служения Богу:

«В ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Егда же, яко Невеста Божия преукрашена была еси».

И изображена Она в пропорциях взрослого человека, только в уменьшенном виде.

Справа встречает Ее, склоняясь, первосвященник Захария, в будущем – отец Иоанна Крестителя. Богоотроковицу приводят Ее родители, а за ними – процессия дев с зажженными свечами в руках.

– Что можно сказать об архитектурных деталях?

– На иконе изображена внутренняя часть храма, что подчеркивает в данном случае и размещенная наверху завеса – велум. Тот храм, в который привели Богоотроковицу, был уже, по сравнению с храмом Соломона, не столь величественный и богатый.

Скорее всего, как говорит предание, праведная Анна несла Дочь на руках до лестницы псалмов, состоящей из Пятнадцати ступеней – по числу с псалмов, которые священники и левиты пели при входе в храм.

Когда появилась на свет Дева, Которой предстояло стать Матерью Бога, Анна решила не ставить Дочь на землю и оборудовала для Нее специальную комнату – поэтому не случайно, что в большинстве изводов, как и в этом, Боготроковица стоит не на «поземе», а на некоем подиуме. Помогали праведной Анне беспорочные девушки, «лик чистых дев», которые потом сопровождают ее и в храме. Деву Марию поставили только на порог храма, а дальше – в прямом смысле Она неожиданно для трехлетнего ребенка быстро и уверенно взошла по этой лестнице.

На иконе изображена символическая духовная лествица еще большего духовного возрастания Богородицы до того подвига, который Ей предстоит совершить.

На иконе языком иконописи передается структура храма – сам вход, потом киворий, сень, а дальше, у входа в само святилище, стоит Захария.

– Богородица во многих изводах оказывается под сенью некоего кивория.

Под киворием приносились жертвы, и праведные Иоаким и Анна приводят туда свою Дочь как некую жертву Богу

– В Иерусалимском храме жертвенник всесожжения стоял перед входом в Святая святых. Под киворием приносились жертвы, и праведные Иоаким и Анна приводят свою Дочь как некую жертву Богу, о чем нам говорят и слова канона:

«В храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая, Божественне рождшии Тя, яко жертву чисту».

– И здесь есть некоторая перекличка с иконографией «Сретения Господня», когда в храм уже Богородица приносит Младенца Христа. Здесь, в изображении Богомладенца под киворием, явно звучит евхаристический смысл.

– Да, и это вполне обоснованно. Вся жизнь Богородицы с раннего детства была посвящена Богу, Его Церкви. Хотя киворий изображается далеко не во всех изводах.

– В правом верхнем углу практически во всех изводах – тоже изображение Богородицы. Давайте поговорим об этом…

– Там, наверху, это уже Святая святых. В древнем храме это было закрытое особое помещение без окон, куда не могли заходить не только женщины, но и простые священники, где когда-то стоял Ковчег Завета. Сам первосвященник мог входить туда лишь один раз в год.

По вдохновению свыше, «исполнися Духа Святаго и откровение свыше получив», Захария вводит Богоотроковицу туда, во Святая святых, где когда-то стоял утраченный ныне ковчег. И это – один из эпитетов Богородицы. Он употребляется, например, в акафисте, где о Ней говорится как о ковчеге, в котором поселился Бог – «ковчеже, позлащенный Духом».

Уместно вспомнить и кондак праздника:

«Пречистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, / Яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают Ангели Божии: // Сия есть селение Небесное».

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия                    

Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия

В том месте Богоотроковица находилась в молитве практически весь день, ежедневно, а затем выходила и уже вне того места занималась рукоделием или чтением. Каждый день прилетал к Ней ангел и приносил пищу, невещественный приносил вещественное, на иконе еда изображается в виде хлеба, что иллюстрируют строки из праздничного богослужения:

«Небесным воспитана, Дево, хлебом / верно в храме Господни‚ / родила еси миру Жизни Хлеб, Слово».

Здесь очевидно звучит евхаристический мотив: хлеб в руках ангела, приносимый Марии, напоминает просфору

В росписи сербского монастыря в Студенице как раз видно деление храма на три части. Первая часть – вход для всех. В середине – вход для священнослужителей (как и в макете Иерусалимского храма). Сень, изображенная в середине (под ней в русских иконах – престол для бескровного жертвоприношения), напоминает о жертвеннике всесожжения перед входом в Святая святых. Дальше – Святая святых, которая изображается как киворий. И здесь очевидно звучит евхаристический мотив: хлеб в руках ангела напоминает просфору.

Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва                                                 

Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва

– В других изводах, например на новгородской иконе-таблетке, девы с зажженными свечами оказываются не сзади, а прямо рядом с Богородицей, Ее же родители написаны с краю.

– Эти небольшие различия в иконографических изводах дают более полное впечатление о событии, чего бы не возникало, если бы конкретный извод повторялся из раза в раз. Здесь уже как раз можно говорить о том, что Богородица не служила только Своим родителям. Ее главное служение – Богу и всем людям.

Мозаика церкви монастыря Хора. Ок. 1315—1321 гг                                                            

Мозаика церкви монастыря Хора. Ок. 1315—1321 гг

– Очень выразительны мозаики монастыря Хора ок. 1315–1321 гг. в Константинополе.

– Да, они выразительны и динамичны. Здесь формат изображения особый: оно околокупольное, поэтому имеет развитие в длину, а на иконе обычно – в высоту. Композицию определяет нахождение Святая святых на уровне крыши. Собственно, так оно и было – это самое высокое место. Хотя в иконах обычно кажется, что ангел прилетает откуда-то сверху, с неба, а мы помним, что окон там не было, помещение – полностью закрыто и ангел появлялся таинственно.

Шитье. Фрагмент епитрахили. XVI в. Афон. Иверон                                                               

Шитье. Фрагмент епитрахили. XVI в. Афон. Иверон

Вообще, интересно смотреть примеры иконографии в разных материалах. Другой материал влечет за собой другие средства выражения. Вот, например, в этой работе: шитье, фрагмент епитрахили. Греция. XVI век. Афон. Все изображение сближено по цвету, возможно отчасти выцвело, выделяется только фигура Божией Матери, художник шитья в средствах изображения ограничен красотой тканей и их формами в композиции, и это может дать иконописцу-живописцу повод искать не только в цвете, но учиться ограничиваться в простоте и выразительности языка посредством одних только линий. Характерно, что изображение здесь повернуто непривычно – с движением сюжета справа налево, поскольку композиция ни к чему вроде ряда праздников в праздничном чине, который читается слева направо, не привязана. Такой же извод мы видим в новгородской иконе XIV века из Русского музея.

Новгород. Русский музей                                                                                                   

Новгород. Русский музей

– Как вам лично иконография помогает понять смысл праздника?

– Когда я смотрю на эту лестницу, которая есть практически в каждом изводе, на эту вертикаль от порога храма и до Святая святых, до Небесного верха, вспоминаю строчки акафиста, которые начинают звучать более выразительно и осязаемо:

«Радуйся, Лествице одушевленная, ко храму Господню по степенем лествицы высокия востекшая».

Введение Пресвятой Богородицы во храм. Иконописец – Ирина Зарон                                                                                                                      

Введение Пресвятой Богородицы во храм. Иконописец – Ирина Зарон

– Что скажете про современные примеры этой иконографии?

Иконопись, если ты внутренне ее переживаешь, – такая же молитва

– Есть немало образов. Например, образ, написанный Ириной Зарон.

– А вы сами писали этот сюжет?

– Да, достаточно давно. Это одна из прекрасных иконографий праздников. Введение во храм отстает по частоте написания, например, от Воскресения, и тем не менее в нем полнота и радость предчувствия Рая. Иконописец пишет икону и внутренне переживает, живет с ней. Я по-прежнему считаю, что иконопись, если ты внутренне ее переживаешь, – такая же молитва.

С Ольгой Спиридоновой
беседовала Оксана Головко

Православие.ру