Во имя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога. Аминь.
Христос воскресе!
29 мая 1453 года столица Восточной Римской империи, центр православного христианского мира, основанный первым православным христианским-императором и названный в его честь, великий город Константинополь был взят после трехдневной осады турками-оттоманами. Его стены были разбиты пушками – это один из древнейших случаев их применения, – и последний император Рима, Константин XI Палеолог, умер, защищая стены остатка Римской империи.
До очередной годовщины этого события пройдет менее двух недель. В тот самый год этот день был вторником, и с того самого дня, бывшего 562 года[1] назад, греки считают вторник «несчастливым» днем. Конечно, тот день 1453 года точно несчастливый. И то, что раньше называлось Понтом или Малой Азией, стало Турцией, и бывший город Константинополь теперь известен всему миру как Стамбул.
Представьте себе, что народ завоеванного Константинополя чувствовал, когда их город был занят турками-мусульманами. Как дошло до такого? Величайшая империя, подобной которой мир не видывал, основанная в 27 году до Рождества Христова в Риме, столица которой была в 330 году перенесена в Константинополь; когда-то границы ее простирались от Британии до северной Африки, от Египта до Каспийского моря – и вот она повержена после примерно полутора тысяч лет непрерывного существования. И когда после обращения Константина в IV веке империя постепенно стала полностью христианской – не в этом ли исполнилась воля Божия, что христианская империя в итоге охватит целый свет, принося везде мир Христов?
Иногда нам кажется, что мы постигли всю волю Божию до конца, что мы поняли смысл всего происходящего
Но не такова была воля Божия. Иногда нам кажется, что мы постигли всю волю Божию до конца, что мы поняли смысл всего происходящего. И в этот момент с миром случается внезапный переворот. Или мы обнаруживаем то, что противоречит нашим человеческим представлениям о том, что правильно и неправильно, и не вмещается в них.
Подобным образом развивается повествование в Евангелии о Христе, исцеляющем слепого человека.
В Евангелии апостолы Господни выражают мысли, которые мы можем отождествить с «нашими». Они спрашивают:
«Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9: 2)
Они видят человека, сурово страдавшего слепотой, раздумывают о его положении и заключают, что некто, видимо, согрешил, почему Бог и наказывает его столь тяжело. Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Да, утверждать, будто он сам согрешил, – полная бессмыслица. Как же он мог согрешить во чреве матери? Что же он мог сотворить там, за что еще новорожденным младенцем поплатился слепотой?
Но апостолы начинают о чем-то догадываться, предполагая, что вина лежит на родителях. Иудейская культура I века не придерживалась такого же индивидуалистического мировоззрения, как мы в XXI веке. Они знали, что все, что ты делаешь, влияет на других детей, что за грехи отцов приходит отмщение детям и внукам[2], что грехи предводителей влияют на последователей, что грехи вредят друзьям и родственникам. Что бы мы ни думали, ни одно наше действие не изолировано от мира – и наши грехи, и наша святость влекут последствия для окружающих и даже для целого мира.
И из этой истины мы научаемся еще и тому, что страдание не всегда приходит к тем, кто сам виновен. Мы можем страдать из-за чьих-то других действий. Мы можем причинять другим страдание. Никто не застрахован от страдания, потому что невиновен. Пусть даже наше чувство справедливости подсказывает нам, что с плохими людьми должны случаться беды, а с хорошими – радости, мир на самом деле не таков.
Если в данный момент ты страдаешь, то необязательно в связи с тем, что ты что-то сделал не так. Правда, это возможно. Мы часто навлекаем страдания собственными грехами, но, возможно, они вызваны чем-то другим. И также если мы видим, что кто-то еще страдает, это не значит, что он получает по заслугам.
Итак, ученики Христовы были правы в том отношении, что грех может причинить страдание даже невиновным, но Иисус отвечает, что они неправы в том, что вообще объясняли слепоту этого человека чьим-то грехом.
Когда они спросили, этот ли человек или родители его согрешили, Иисус ответил:
«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3).
Другими словами, для того он и был рожден слепым, чтобы Бог показал Свою славу миру, исцелив его, – это самое Иисус и сделал сразу же после Своего ответа. Все-таки никто в мире не слышал, что кто-то, рожденный слепым, прозрел. Какое потрясающее чудо!
Но нас может искушать цинизм по отношению к Богу. Господь сделал, что этот человек родился слепым и много лет страдал, лишь для того, чтобы выставить напоказ чудо и сделать сенсацию для мира? Неужели Бог эгоистичен и может причинить боль человеку только для того, чтобы покрасоваться перед миром, исцелив его?
Все, что имеем, мы получили от Бога даром. Если мы в это не верим, то, конечно, будем воображать Бога виновником страданий людей
Надо внимательнее всмотреться в ситуацию, и всмотреться глазами веры, а не глазами чувства, будто нам все положено иметь. Во-первых, надо истинно верить, что все, что имеем, мы получили от Бога даром. Если мы в это не верим, то, конечно, будем воображать Бога виновником страданий этого слепого человека. Ему было положено иметь зрение, а Бог, мол, не дал причитающегося ему.
Но если мы верим, что все – дар, это значит, что Бог никому ничего не должен, включая зрение. Как когда-то сказал Иов Многострадальный: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1: 21).
Но даже если мы верим, что все получили от Бога даром, что мы никаких благ не получили по заслугам, но все, что имеем, дано Промыслом Божиим, – даже это может не удержать нас от смущения. Или даже от чувства обделенности. Конечно, все от Бога. Он дает блага тому, кому Сам захочет. Но почему, кажется нам, Он так несправедлив? Почему Он дает богатства, власть, престиж и доброе здоровье подлецам, а добрым людям некогда вздохнуть спокойно?
Размышляя о том, справедлив ли Бог, мы часто забываем одну простую истину: все кончится за пределами этого мира. Все кончится за пределами этого мира. Видим, что кто-то умирает юным, невинным? Все кончится за пределами этого мира. Видим, что хороший человек нищает из-за жадности или жестокости других? Все кончится за пределами этого мира. Видим, что нечестивец успешен, безбожник пользуется престижем, скупец имеет власть и авторитет? Все кончится за пределами этого мира.
Рано или поздно придет день расплаты. Тогда и только тогда наступит полная справедливость. Только тогда все люди совершенно насладятся милостью и любовью Божией в той мере, в какой соединяли с ними свои усилия. В то время святые совершенно воссияют, а отвергшие Божие дары будут вечно прокляты. Многие из тех, кто жил безбедно в этом мире, проведут вечность в великих лишениях, и многие, кто провел жизнь в горе, будут в вечности радоваться.
А в настоящее время Бог подготавливает нас ко дню последней расплаты. Пусть это кажется нам «несправедливым», тому самому слепцу для вечной жизни нужно было не что иное, как быть слепым, пока не придет время Христу исцелить его. Это же нужно было и родителям его, и апостолам, и начальникам синагоги, и другим. Благодаря слепоте того человека уже 2000 лет духовно исцеляются те, кто читает историю о нем.
Христос подготавливает нас. Поэтому Он прибавил к ответу ученикам эти слова:
«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9: 4–5).
И даже сейчас этот Свет с нами. Пока у нас этот Свет, мы должны делать дела с Ним. В конечном счете обстоятельства нашей земной жизни не имеют значения, потому что они лишь краткое вступление к вечности. Точнее, имеют значение, но лишь в том смысле, что они даны нам как пролог к грядущему.
Если мы зрячи, надо взирать на Христа. Если мы слепы, надо взирать на Христа. Если мы богаты, надо все отдать Христу. Если мы нищи, надо все отдать Христу. Если имеем власть, мы должны быть рабами Христовыми. Если мы безвластным, мы должны быть рабами Христовыми.
Сколько даров мы ни имеем, даже если совсем мало, – всё нам дано для подготовки к грядущей жизни
Сколько даров мы ни имеем, даже если совсем мало, – все нам дано для подготовки к грядущей жизни. И эта жизнь не только «грядет», но и уже наступает. Будущая жизнь прорывается в настоящее. Сейчас мы вкушаем лишь залог будущих благ, но однажды вкусим их во всей полноте.
Когда века назад великий город Константинополь пал, многие, я уверен, спрашивали Бога, почему. Я уверен, многие изумлялись, как Господь мог такое попустить. Но даже этот великий город со всей его славой был преходящим. Даже такая великая потеря была к тому, чтобы явилась слава Божия.
Итак, кем бы мы ни были и какие бы дарования получили или не получили, воздадим все Христу, чтобы мы прославили Христа вместе с тем слепцом и продолжили готовиться к славе грядущей жизни.
Отцу, Сыну и Святому Духу всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Христос воскресе!