Том Сойер в воскресной школе
Мы с детьми читаем Марка Твена. Кажется, это самое подходящее произведение для каникул, когда все закончили учебу, отгремели отчетные концерты и соревнования, но пока еще никто всласть не выспался, не набегался и не чувствует себя до конца отдохнувшим. Марку Твену удалось поместить в свою книгу не просто лето, а лето из детства: беспечное, солнечное, полное приключений. Такое, про которое говорят: «Маленькая жизнь».
И вот читаем мы книжку, а там Том Сойер отправляется в… воскресную школу. Мои дети навострили уши. Воскресная школа – огромная часть их жизни, они ее очень любят. Читаю, чувствуя, что будет что-то интересное. Том Сойер одержим идеей правдами и неправдами заполучить Библию: среди ребят это престижно. Награждают ей тех, кто заработал нужное количество билетиков, вызубрив и рассказав без запинки нужное количество библейских стихов.
Учить стихи Том не собирается, по крайней мере в таких количествах. Марк Твен виртуозно описывает зубрежку, бессмысленную, нудную, ничего, кроме раздражения, не дающую:
«Мери взяла у него книгу и стала спрашивать урок, а он старался ощупью найти свою дорогу в тумане.
– Блаженные нищие духом… э… э…
– Нищие…
– Да… нищие… блаженны нищие… э… э…
– Духом…
– Духом; блаженны нищие духом… ибо… они…
– Ибо их… Ибо их…
– Ибо их… Блаженны нищие духом, ибо их… есть царствие небесное. Блаженные плачущие, ибо они… они…
– У-Т-Е…
– Ибо они… э…
– У-Т-Е…
– Ибо они УТЕ… Ну, хоть убей – не знаю, что они сделают!
– Утеш…
– О, утеш… Ибо они утеш… ибо они утеш… э… э… Блаженны плачущие, ибо, ибо… Что же они сделают? Отчего ты не подскажешь мне, Мери? Отчего ты такая бессовестная!
– Ах, Том! Несчастный ты, тупоголовый мальчишка! Я и не думаю дразнить тебя! Нет-нет! Просто тебе надо пойти и выучить все как следует. Не теряй терпения, Том, в конце концов дело наладится, и, если ты выучишь этот урок, я подарю тебе одну очень, очень хорошую вещь. Будь умник, ступай, займись».
Библия может стать для ребенка мучением и наказанием, как и молитва, как и следование заповедям Божьим
От этого отрывка так и веет тоской, так и видишь сияние лета за окном и книгу, в которой ребенок ничего не понимает, но которую почему-то зубрит наизусть.
Впрочем, Том вовсе не расстраивается из-за собственных способностей: он идет и продает свои мелкие сокровища за билетики. И зарабатывает Библию – не чтобы читать, а чтобы быть не хуже других.
Марк Твен был известным антиклерикалом и скептиком, но в понимании человеческой души ему не откажешь. И то, что он описывает, обидно и больно верующему человеку – скука и формализм по отношению к главной нашей Книге. Но это правда.
Библия может стать для ребенка мучением и наказанием, как и молитва, как и следование заповедям Божьим. А самое страшное – все это может заформализоваться, дойти до абсурда. Попадая точно в цель, Марк Твен описывает общество в церкви:
«Мистер Уолтерс “козырял” по-своему, суетливо выказывая свое усердие и свою расторопность: его советы, распоряжения, приказы так и сыпались на каждого, на кого он мог их обрушить. Библиотекарь тоже “козырял”, бегая взад и вперед с целыми охапками книг, страшно при этом усердствуя, шумя, суетясь. Молоденькие учительницы “козыряли” по-своему, нежно склоняясь над детьми, – которых они незадолго до этого дергали за уши, – с улыбкой грозя хорошеньким пальчиком непослушным и ласково гладя по головке послушных. Молодые учителя “козыряли”, проявляя свою власть замечаниями, выговорами и внедрением похвальной медицины… Девочки, в свою очередь, “козыряли” на разные лады, а мальчики “козыряли” с таким усердием, что воздух был полон воинственных звуков и шариков жеваной бумаги».
Козыряние, а проще говоря, тщеславие – важный двигатель людей, пришедших не к Богу, не узнать о Боге, а показать себя. Этой болезни подвержены и дети, и взрослые: они решают свои задачи, развлекаются, общаются, спасаются от скуки, судачат друг о друге, но не помнят о Боге. А если это происходит со взрослыми, то и дети, естественно, ведут себя так же.
Том тоже «козыряет», но больше он наблюдает и чувствует. В его пламенном сердце находят отклик не только события, но и слова. Марк Твен рисует перед читателем картину проповеди, в которой собраны угрозы и запреты – они не трогают мальчика. Зато он живо представляет себе льва и ягненка рядом в раю и хищника, которого ведет за собой дитя – он сам. И это очень показательное и точное наблюдение писателя: Тому не чужды духовные переживания, он вовсе не злой и не лживый, просто он приспосабливается к обстоятельствам, в которые ставят его взрослые.
В описанной Марком Твеном церкви никому нет дела до Бога и ближнего
В описанной Марком Твеном церкви никому нет дела до Бога и ближнего. Детей там учат, но не могут научить, потому что совершенно не заботятся, чтобы они поняли и прочувствовали Господни слова, не интересуются работой их души. Вот и становится воскресная школа самым скучным местом в маленьком городке Санкт-Петербург в штате Миссисипи.
Слушая эту историю, мои дети очень возмущались. Как так: скучная воскресная школа, где заставляют зубрить? Они ходят в какую-то другую! Там не зубрят, там много бесед с внимательными взрослыми, интересных и непростых вопросов, работы руками и головой. Там они хотят понять больше о Боге, потому что им задают правильные вопросы и мягко побуждают их ум к действию. Я слушаю их и радуюсь.
И мы читаем дальше «Приключения Тома Сойера». И, как в любой хорошей книге, самое важное здесь – внутренняя работа души героя, его сокровенная жизнь, полная мыслей и образов. И чем дальше читаем, тем больше понимаем, что он добрый, смелый и чуткий мальчишка. Хитрый и предприимчивый – да, но не трусливый и не подлый. Удивительно, но к нему не пристали те «взрослые» двойные стандарты, которые он наблюдает в церкви.
Марк Твен не любил все показное и наносное. Его искренне возмущали книжки про благовоспитанных детей, которые писали его современники. В них он не видел ни жизненной достоверности, ни правды, ни здравого смысла. И прекрасно понимал, что очередной Том, листая очередной рассказ про послушного, чистого и причесанного мальчика, широко зевнет, зашвырнет его куда подальше и отправится по своим делам.
Благопристойного мальчика писатель в книге тоже вывел, ярко и безжалостно. Это Сид, которому достается от Тома за то, что он ябедничает, трусит и делает всевозможные мелкие подлости. Рисуя своих героев, Марк Твен максимально правдив. Том – живой, иногда вредный и хитрый, иногда жестокий, очень импульсивный и в некоторых вопросах совсем не рассудительный. Но он – зеркало взрослых, которые его воспитывают, зеркало общества, в том числе и церкви, куда барышни приходят покрасоваться, а конторские служащие – на них поглазеть, где чиновники бахвалятся своим положением и богатством, дамы сплетничают, а проповедник страшит всех муками ада, не отрываясь от толстой стопки исписанных листов, в которых, впрочем, нет ничего нового.
Если наши дети зевают на молитве и не хотят читать Евангелие, не мы ли в этом виноваты?
И когда мы хотим укорить или наказать своих детей за невнимание, шалости или внешнюю черствость, важно посмотреть на себя. Не у нас ли они всему этому научились? И если они зевают на молитве и не хотят читать Евангелие, не мы ли в этом виноваты? Потому что они, малые сии, зависят от нас, как Том от своих учителей в воскресной школе. И от нас зависит, что они поймут о Боге и как почувствуют Слово Божие, и будут ли жить с ним дальше. Об этом для меня начало «Приключений Тома Сойера», об этом едкий сарказм его автора, который с невероятной силой таланта рассказывает о жизни детской души.
Православие.ру